Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ


«Ученик способный. А учиться не хочет!»

Мы продолжаем обсуждение трудных историй из школьной и внешкольной жизни в нашей педагогической консультации. Сегодня предметом разговора стало письмо из Екатеринбурга, посвященное одной из самых острых для современной школы тем  – теме подростка, сбегающего из школы в интернет. Консультационный прием ведут доктор психологических наук Александр ЛОБОК и психолог Ирина ХРИСТОСЕНКО.
Мы ждем ваших историй. Адрес, по которому любой желающий может обратиться со своими вопросами и своими историями:
http://www.lvolab.msk.ru/lvo/forum/index.php?f=117/

 

История, о которой я хочу рассказать, достаточно типична для современных подростков. Ученик 10 класса, назовем его Роман, не хочет учиться. Он ходит в школу, присутствует на уроках, не конфликтует с учителями и при этом не успевает по многим предметам. Учителя пробовали разные методы решения проблемы: одни твердо требовали пересдавать материал после уроков, оставляли, пока не выучит, потом отстали, потому что решили, что от него все равно ничего не добьешься. Другие действовали через родителей, приглашали в школу, требовали принять срочные меры. Но родители не могут повлиять на ситуацию, у них хорошие отношения с ребенком, они стремятся объяснить ему, что учится он для себя, для того, чтобы быть успешным в будущем. …Роман, конечно, развивается и делает это с большим желанием и интересом, осваивает новые интернет-технологии, сервисы. Но при этом не думает связывать с этим свою будущую профессию. Сейчас ему интересны друзья, общение в интернете, компьютер. В играх он достаточно успешен, рассказывает об этом с большим желанием. А будущая жизнь представляется ему достаточно туманно. На вопрос, почему он не учится, Роман отвечает, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, больше ни на что не хватает. Лучше вообще их не делать. Все равно результат один. Посоветуйте, где выход в этой ситуации? Как повысить учебную мотивацию у подростков?

Татьяна Келеева г. Екатеринбург

Александр Лобок:
Давайте, во-первых, разберемся: что значит «не хочет учиться».
«Друзья, общение в интернете, компьютер» – это те зоны, в которых Роману интересно. А это значит, что в перечисленных зонах его образование все-таки происходит. Он изменяется, растет, развивается в этих зонах. Он учится, наконец! Правда, учится не тому, что от него требует школа. И именно в этом видят главную проблему учителя и родители. Не в том, что Роман «не образовывается», а в том, что он «образовывается не туда» – не туда, куда требуют учебные программы.
Но так ли уж это плохо? Нельзя сказать однозначно. Если Роман по-настоящему увлечен компьютером, если он не зависает на всякого рода примитиве, а активно развивается в компьютерной среде, надо этому только радоваться. Почему мы думаем, что компьютер – это только «уход от реальных проблем»? Почему мы считаем, что генеральное направление образовательного развития ребенка – это приготовление уроков?
Вот если бы у Романа вообще не было никаких образовательных интересов, если бы он находился в состоянии глубокой образовательной депрессии (что, увы, случается у наших детей), это было бы по-настоящему печально. Но у Романа совсем другая ситуация! И мудрая позиция взрослых может заключаться в том, чтобы научиться взаимодействовать с Романом на его образовательной территории.
И первый вектор возможной работы (как для родителей, так и для учителей) – это начать с Романом совместную исследовательскую деятельность по поводу того, насколько расширяется, усиливается день ото дня его образовательный ресурс в процессе этого общения, игр и путешествий по интернету.
Что толку в очередной раз задавать вопрос: «Почему ты сегодня опять не выучил биологию?» А вот вопрос: «Чему ты научился благодаря интернету?» – может оказаться весьма и весьма конструктивным.
Иными словами, надо исходить из тех естественных мотивов, которые есть у Романа. Ведь он не топчется на месте. И если взрослому миру (родителям и учителям) станет интересно это реальное продвижение Романа в интернет-сфере, это будет площадка для диалога и взаимного обогащения. Только нужно понимать: это потребует от учителей и родителей определенных временных и душевных затрат. Но закон прост: если у нас нет ресурсов на то, чтобы разобраться в интересах взрослеющего подростка (в том, что нужно ему), у него заведомо не будет ресурсов разбираться в наших интересах (в том, что нужно нам).
Когда мы говорим: «Ребенка интересуют только общение, компьютер и интернет» – это слишком общие слова. Миллионы детей сутками сидят в интернете, но у всех этих детей совершенно разные интересы. И чем больше будем мы, взрослые, заинтересованы в том, что именно и в какой мере интересует ребенка в интернете, чем более серьезно и дифференцированно будем входить в структуру его реальных интересов, тем больше у нас будет шансов на взаимодействие и взаимопонимание с этим ребенком. Тем больше у нас будет шансов на то, чтобы помочь ему строить проект индивидуальной образовательной деятельности как в интернете, так и в школе.
Конечно, если мы на самом деле хотим помочь ребенку, а не оттолкнуть его от себя. И это прежде всего задача родителей, которые заведомо ближе к Роману. Но и возможная задача учителей – если учителей будущая судьба Романа по-настоящему волнует.
Второй вектор работы связан уже с позицией и возможностями школьных учителей.
Когда Роман говорит: «Приготовление уроков отнимает слишком много времени, больше ни на что не хватает. Лучше вообще их не делать. Все равно результат один» – это ведь не только про Романа.
Смотрите: «выпавший» из учебного процесса ребенок в какой-то момент начинает стараться, но… учитель этого не замечает. Учитель не готов обрадоваться тому, что ребенок совершил хоть какое-то усилие навстречу школьному процессу, и не готов это отметить положительной оценкой (не обязательно в журнале – хотя бы словами эмоциональной поддержки). А ведь любому ребенку хочется, чтобы его хоть чуть-чуть поддержали в его стараниях. Он же совершает маленький подвиг – отрывается от своего интереса и искренне пытается сделать то, чего хотят от него взрослые. Но учитель не готов это заметить. Он не готов поддержать одно только старание – ему требуется некий видимый результат. Но для видимого результата требуется время. И порыв подростка угасает. Кто виноват? Увы, не подросток. А тот, кто взял на себя обязательство быть педагогом.
К сожалению, это великая беда нашей школы: для учителей оценка – это способ сравнения детей друг с другом, а не способ помочь ребенку увидеть эффективность своего движения.
Но если мы хотим по-настоящему помогать таким детям, как Роман, нам нужно научиться выходить из привычного залога, когда оценка – это способ ранжирования сидящих в классе детей. Нужно научиться оценивать не количество допущенных ошибок, а количество приложенных усилий. Научиться оценивать сам факт старания. Как если бы мы имели дело с ребенком, у которого есть какие-то органические нарушения: «Ура! Ты сделал первый шажок! Это огромная победа, и мы готовы тебя в этом поддержать!!!» И я уверяю: на такую поддержку ребенок откликнется. Только надо понимать, что при этом требуется огромное терпение. И от родителей, и от учителей.

Ирина Христосенко:
«Ребенок не хочет учиться!» Так видят ситуацию родители, так видят ситуацию учителя. И оттого с ребенком проводятся душеспасительные беседы о будущем, которые, по замыслу, должны заставить его одуматься и активизировать свою учебную деятельность. И к психологу с тем же вопросом – про повышение учебной мотивации. И суть вопроса проста: как заставить ребенка занять учебную позицию в том мире школьных знаний, которые представляются сверхважными во взрослом мире?
Проще всего посоветовать оставить Романа в покое – мол, сам разберется, что для него является действительно важным, а что несущественным. Тем более что образовательные интересы у него отнюдь не потеряны – просто школьные знания не попадают в их сферу.
Но все-таки хочется помочь родителям и учителям и попробовать ответить на вопрос, что же случилось с Романом – почему он выпал из учебного процесса. Тем более что ситуация эта достаточно типичная – в ней оказываются тысячи подростков.
И первое предположение, которое возникает: может, дело вовсе не в том, что Роман не хочет учиться, а в том, что он не может учиться? Точнее, не может учиться так, как от него ждут окружающие? И, не справляясь с предъявляемыми ожиданиями, все больше и больше уходит в тот мир, в котором он по-настоящему успешен?
Смотрите, как фиксирует проблему сам подросток. Он пробовал себя мобилизовать на учебу, но у него все равно ничего не получилось. Его усилий не заметили. Не оценили. И никто не откликнулся, никто не попробовал помочь. Как будто взрослые и не предполагают, что Роману может быть трудно, что ему может быть нужна реальная помощь. Мол, дело исключительно в том, что Роман «не хочет». Ведь там, где он «хочет» – в компьютерных программах, в интернете, – у него получается все.
Похоже, что учителей в оценке ситуации подводит то, что Роман является безусловно способным мальчиком с выраженной склонностью к интеллектуальному лидерству. И наверняка еще совсем недавно он был весьма и весьма успешным учеником и учеба давалась ему легко. Но вот наступила подростковость, и сломалось что-то в хорошо отлаженном механизме взаимодействия мальчика со школой, а учителя и родители, привыкшие к послушному и успешному ученику, все готовы списать на пресловутое «падение учебной мотивации» и злостный интернет. Мол, все дело в отсутствии у Романа настроенности на учебу и волевых усилий. И даже когда Роман прямым текстом говорит: «Я пытаюсь, но у меня не получается!» – его не слышат. Инерция восприятия сильнее.
Но давайте попробуем реконструировать, что происходит со склонным к лидерству учеником при вступлении его в подростковый возраст.
Доминанта подростковости – уважение среди сверстников, а одно из условий для достижения высокого статуса в современной подростковой среде – конечно же, стать докой в компьютерных делах. А это требует ой-ой-ой каких усилий!
Правда, у взрослых существует иллюзия, что современным детям легко осваивать компьютер, что это для взрослых трудно, а от детей не требует никаких особенных затрат. На самом деле это, конечно, не так. Просто для детей этот мир сверхценен, и они готовы прилагать к его освоению огромные усилия. А родители часто даже не подозревают, сколько времени требуется ребенку для того, чтобы освоить те или иные компьютерные ресурсы. И что в какой-то момент он объективно вынужден пожертвовать школой, чтобы совершить свой компьютерный рывок. У ребенка не хватает ресурса на то, чтобы быть успешным сразу на двух фронтах. И естественно, что он жертвует линией школьного фронта, полагая, что придет время и он нагонит школьную программу.
Но когда время приходит и он совершает-таки усилие навстречу школе, оказывается, что его собственного ресурса уже недостаточно. Нужен запрос на взрослую помощь. Но ребенок привык к лидерству, да и взрослые уверены в том, что ему «все легко». И не готовы оценить прилагаемые ребенком старания в силу завышенной планки ожиданий.
И тогда вчерашний успешный ученик предпочитает занять позицию школьного разгильдяя: старайся не старайся – результат один! Роль неудачника невыносима – уж лучше роль сознательного разгильдяя. Мол, не потому не учусь, что не могу, а потому, что «забил» на вашу учебу!
Но взрослые-то должны понимать, что это чисто защитная позиция!
И что если в течение хотя бы полугода начать оказывать такому ребенку систематическую содержательную помощь, он сумеет вынырнуть из учебного провала и сможет совместить свою компьютерную успешность с успешностью в учебе. И тогда маска разгильдяя уже не потребуется  – ведь Роман явно способный ребенок с высоким интеллектуальным потенциалом.