Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Журавлева Ольга

Ресурс для профильной школы

Учителя могут помочь подросткам в профильном и профессиональном самоопределении. Но сначала надо помочь самим педагогам

Согласно социологическим исследованиям, около 50% подростков оказываются неспособны сделать осознанный выбор профиля к концу обучения в 9 классе. При выборе учебного профиля и направления профессионального образования у большого числа выпускников отсутствуют четко выраженные образовательные и профессиональные интересы, не сформированы необходимые для осознанного выбора профессии социальные компетентности. В чем же причины проблем и как их решать?

Профиль как «терра инкогнита»

Одна из причин неготовности к профессиональному выбору – низкая информированность учеников о назначении и возможностях профильного обучения. Как выбор профиля может быть связан с будущей профессиональной деятельностью? Где можно получить знания об образовательных учреждениях и профессиях? Какие перспективы открывает то или иное профессиональное образование?
А вторая причина – отсутствие у большинства педагогов необходимых компетенций. Многие учителя не готовы осуществлять психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Педагогам недостает специальных знаний, чтобы помочь ребенку составить адекватное представление о собственных склонностях и способностях, а также о том, как собственные интересы связать с образовательной и профессиональной сферой.
Школьный психолог здесь, как правило, не всегда в полной мере может помочь, поскольку загружен другой работой, а самим детям в подобных вопросах разобраться сложно. Типичный пример. Ученик говорит, что хотел бы выбрать профиль, связанный с компьютерами, информационными технологиями, но если попытаться изучить мотивацию выбора, то выясняется, что ребенку порой просто нравится играть в различные компьютерные игры, и не более того.
Проблема усугубляется тем, что сами учителя зачастую недостаточно хорошо владеют информационными технологиями для того, чтобы быть для ученика навигатором в профессиональном и профильном самоопределении.

За консультацией – на www?..

В настоящее время у большинства школ не хватает собственных сил, чтобы эффективно проводить профильную и профессио­нальную ориентацию. И значит, в каждом регионе нужен ресурсный центр, который помогал бы школам решать задачи педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения. В чем конкретно может заключаться подобная помощь?
Прежде всего – в создании и развитии соответствующей информационной среды. К примеру, в Кемеровском областном центре профессиональной ориентации молодежи существует сайт www.kemocpom.ru/, где каждый желающий (вне зависимости от региона) может найти информацию о деятельности центра и о ключевых профориентационных меро­приятиях. На сайте размещены электронные справочники: «Куда пойти учиться?», «Справочник профессий и специальностей в Кемеровской области». Сайт является площадкой и для интернет-консультирования. За консультацией могут обращаться как учителя, так и школьники, для которых существует особый раздел «Вестник старшеклассника». Также выходит дайджест всех издательских новинок по предпрофильной подготовке и профильному обучению.
Кроме того, на сайте можно найти информацию о профессиональных образовательных учреждениях и предприятиях города. Важно, чтобы ребенок, даже если он учится в самой отдаленной школе, мог не только узнать о том, что существует такое-то училище, но и с помощью виртуальной экскурсии составить представление о возможном будущем месте учебы по фотоснимкам, видеофильмам, получить информацию об условиях обучения, о перспективах трудоустройства по окончании учебы. Если это предприятие, значит, у подростка должен быть доступ к информации о требованиях к соискателям, претендующим на ту или иную должность, условиях труда, в том числе социальном пакете и др.

Выбор игровой и серьезный

Помимо информационной, ресурсный центр должен оказывать школам методическую поддержку. К примеру, мы проводим семинары, консультации по организации психолого-педагогического сопровождения самоопределения школьников для педагогов и школьных библиотекарей. Кроме того, на сайте мы размещаем различные профориентационные методики и тесты. Каждый ребенок может самостоятельно пройти диагностику и определить, к примеру, к какому виду профессиональной деятельности он наиболее склонен, а потом обратиться к нам за дополнительной консультацией.
В последнее время все более тесно сотрудничаем с региональными предприятиями. Вместе продумываем варианты организации профильных и профессиональных проб: как сделать так, чтобы проба прошла с наибольшей пользой для ребенка?

P.S. Получить дополнительную информацию по вопросам профессиональной ориентации можно также на сайтах: Ярославского центра профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс» www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/psih/, Брянского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения http://profcentr.narod.ru/, Томского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддерж­ки населения http://profcentr.tomsk.ru/, Поволжского межрегионального учебного центра http://www.pmuc.ru/, на авторском сайте психолога Евгении Лепешовой http://www.futurejob.ru/.