Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА


Родичев Николай

Профориентация: новый век

Она все больше будет становиться полем интеграции разных типов образования

В двадцатом веке мы помогали молодому человеку встроиться в одно-двухмерную систему сложившихся профессиональных структур, искали для него типовые сценарии профессионального становления. А в двадцать первом веке человек все чаще будет не «выбирать профессию», а «создавать свою профессию», творить свой собственный пакет компетенций в мире, где четкие границы профессий размываются все больше и больше...

 

Цифровая трехмерность

Очевидно, что первый век профориентация хронологически уже прожила. В США широко отмечалось столетие открытия первого профориентационного бюро в Бостоне. В цифровом веке невозможно достичь многого с мелом у доски в классной комнате или за обычным столом проф­консультанта.
Сегодня открылись новые возможности для реализации диагностико-рекомендательных профориентационных стратегий, для информирования молодежи о способах продолжения образования и реалиях рынка труда. Сегодня дистанционная коммуникация позволяет людям из разных уголков мира находить ответы на свои профориентационные запросы у сверстников-собеседников, уже решивших аналогичные проблемы и готовых поделиться опытом. А заказчики на профориентацию в лице заинтересованных представителей территорий, регионов могут создавать тематические интернет-ресурсы. Например, представляют интерес ориентированные на подростков порталы, используемые жителями Калифорнии, США (http://cacareerzone.org/), и Нового Южного Уэльса, Австралия (http://www.myfuture.edu.au/). Очевидно, и в нашей стране скоро появятся аналогичные инструменты.
Соответственно профессиональная ориентация в старшей школе все в большей мере будет становиться полем интеграции формального, неформального и информального (протекающего в ходе повседневной жизнедеятельности человека) образования. Такая интеграция демонстрирует возможности «образования шириной в жизнь».
Складывается цифровая трехмерность: «образование длиной в жизнь», «образование шириной в жизнь» и «образование глубиной в жизнь» – это и демонстрирует изменение в самой сути профориентации наступившего века.

Как вас теперь называть?

Привычное нам слово «профориентация» уже не имеет прежних смысловых границ. Это то, что педагоги называют «поддерж­кой профессионального самоопределения учащихся», правда, она требует от педагога и собственного самоопределения. Готов ли к нему каждый? Или к тому, что теперь называется «сопровождением проектирования образовательно-профессионального маршрута»? Правда, такое именование требует перехода «от учебы – к образованию и профессии». Опять же – готовы ли? А на языке управленца это может звучать как «единая образовательно-кадровая политика». На мой взгляд, удачно, емко, но это тоже непросто выговорить.
Сегодня профориентация «живет» не только на школьной доске, но и в устанавливаемых в школах информационных электронных киосках, по внешнему облику напоминающих платежные терминалы. В Москве у департамента образования появляются новые идеи по реализации программы «Рабочие кадры», обсуждается вопрос о создании окружных центров профориентации.
Интересно, что в австралийских регионах профориентационные проблемы жителей территорий решаются департаментами труда и образования, а вот в ведомствах нашей страны образование традиционно соединено с наукой, а труд – со здравоохранением.

Жизнь меняется быстрее, чем формы подготовки к ней

Бесперспективность устаревших форм и методов профориентационной работы еще не стала очевидной, а представления «потребителей» профориентационных услуг все еще отвечают требованиям прошлого века. Преодоление деформаций рынка труда и образовательных услуг представители региональной власти видят в знакомой им «профориентации на рабочие профессии». Между тем не только в выпускниках начального и среднего профессионального образования будут нуждаться отечественные работодатели.
По ряду специальностей, приобретаемых в вузах, также прогнозируется недостаток выпускников. На заседании Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации, прошедшем 19 ноября 2008 г., среди групп таких специальностей были названы «Сфера обслуживания», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Естественные науки», «Геодезия и землеустройство», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Оружие и системы вооружения», «Автоматика и управление», «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды». Возможно, корпоративному «сектору доучивания» придется снова взять на себя огромный груз забот.
К сожалению, такой потребитель проф­ориентационных услуг, как родитель школьника, с излишним доверием относится к результатам диагностико-рекомендательной помощи, содержание которой вряд ли будет оперативно обновляться, оставаясь идентичным тому, что делалось 10 – 15 лет назад. «Завернутые» в эффектную электронную упаковку, такие технологии вызывают больше доверия, чем внешкольные процедуры приобретения школьниками профориентационно значимого социального опыта и его осмысления (социальные практики, профессиональные пробы, экскурсии). Именно такие профориентационно значимые события должны обрести свое нормативное обеспечение в новом стандарте образования и новом учебном плане.