ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА
Профориентация: новый век
Она все больше будет становиться полем интеграции разных типов образования
В двадцатом веке мы помогали молодому человеку встроиться в одно-двухмерную систему сложившихся профессиональных структур, искали для него типовые сценарии профессионального становления. А в двадцать первом веке человек все чаще будет не «выбирать профессию», а «создавать свою профессию», творить свой собственный пакет компетенций в мире, где четкие границы профессий размываются все больше и больше...
Цифровая трехмерность
Очевидно, что первый век профориентация хронологически уже прожила. В США широко отмечалось столетие открытия первого профориентационного бюро в Бостоне. В цифровом веке невозможно достичь многого с мелом у доски в классной комнате или за обычным столом профконсультанта.
Сегодня открылись новые возможности для реализации диагностико-рекомендательных профориентационных стратегий, для информирования молодежи о способах продолжения образования и реалиях рынка труда. Сегодня дистанционная коммуникация позволяет людям из разных уголков мира находить ответы на свои профориентационные запросы у сверстников-собеседников, уже решивших аналогичные проблемы и готовых поделиться опытом. А заказчики на профориентацию в лице заинтересованных представителей территорий, регионов могут создавать тематические интернет-ресурсы. Например, представляют интерес ориентированные на подростков порталы, используемые жителями Калифорнии, США (http://cacareerzone.org/), и Нового Южного Уэльса, Австралия (http://www.myfuture.edu.au/). Очевидно, и в нашей стране скоро появятся аналогичные инструменты.
Соответственно профессиональная ориентация в старшей школе все в большей мере будет становиться полем интеграции формального, неформального и информального (протекающего в ходе повседневной жизнедеятельности человека) образования. Такая интеграция демонстрирует возможности «образования шириной в жизнь».
Складывается цифровая трехмерность: «образование длиной в жизнь», «образование шириной в жизнь» и «образование глубиной в жизнь» – это и демонстрирует изменение в самой сути профориентации наступившего века.
Как вас теперь называть?
Привычное нам слово «профориентация» уже не имеет прежних смысловых границ. Это то, что педагоги называют «поддержкой профессионального самоопределения учащихся», правда, она требует от педагога и собственного самоопределения. Готов ли к нему каждый? Или к тому, что теперь называется «сопровождением проектирования образовательно-профессионального маршрута»? Правда, такое именование требует перехода «от учебы – к образованию и профессии». Опять же – готовы ли? А на языке управленца это может звучать как «единая образовательно-кадровая политика». На мой взгляд, удачно, емко, но это тоже непросто выговорить.
Сегодня профориентация «живет» не только на школьной доске, но и в устанавливаемых в школах информационных электронных киосках, по внешнему облику напоминающих платежные терминалы. В Москве у департамента образования появляются новые идеи по реализации программы «Рабочие кадры», обсуждается вопрос о создании окружных центров профориентации.
Интересно, что в австралийских регионах профориентационные проблемы жителей территорий решаются департаментами труда и образования, а вот в ведомствах нашей страны образование традиционно соединено с наукой, а труд – со здравоохранением.
Жизнь меняется быстрее,
чем формы подготовки к ней
Бесперспективность устаревших форм и методов профориентационной работы еще не стала очевидной, а представления «потребителей» профориентационных услуг все еще отвечают требованиям прошлого века. Преодоление деформаций рынка труда и образовательных услуг представители региональной власти видят в знакомой им «профориентации на рабочие профессии». Между тем не только в выпускниках начального и среднего профессионального образования будут нуждаться отечественные работодатели.
По ряду специальностей, приобретаемых в вузах, также прогнозируется недостаток выпускников. На заседании Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации, прошедшем 19 ноября 2008 г., среди групп таких специальностей были названы «Сфера обслуживания», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность», «Естественные науки», «Геодезия и землеустройство», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Оружие и системы вооружения», «Автоматика и управление», «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды». Возможно, корпоративному «сектору доучивания» придется снова взять на себя огромный груз забот.
К сожалению, такой потребитель профориентационных услуг, как родитель школьника, с излишним доверием относится к результатам диагностико-рекомендательной помощи, содержание которой вряд ли будет оперативно обновляться, оставаясь идентичным тому, что делалось 10 – 15 лет назад. «Завернутые» в эффектную электронную упаковку, такие технологии вызывают больше доверия, чем внешкольные процедуры приобретения школьниками профориентационно значимого социального опыта и его осмысления (социальные практики, профессиональные пробы, экскурсии). Именно такие профориентационно значимые события должны обрести свое нормативное обеспечение в новом стандарте образования и новом учебном плане.