Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий

Управляющие советы созданы. Осталось научиться управлять...

Что препятствует росту реального общественного участия в жизни школ?

По экспертным оценкам, сегодня в стране создано более десяти тысяч школьных управляющих советов. Однако большинство из них являются формальными, то есть числятся на бумаге, не проявляя сколь-либо заметной активности.

По мнению многих экспертов, прежде всего – укоренившийся в нашем социуме тип культуры, в котором то, что достигается общественными усилиями, не является общепризнанной ценностью. Чтобы сформировались новые ценности, необходимы особая работа и время. Если в регионе находятся люди, способные организовать подобную работу, дело сдвигается с мертвой точки. «В Балахтинском районе Красноярского края роль проводника новых идей взял на себя Межшкольный методический центр,  – рассказывает его директор Людмила Крутень.  – Мы регулярно проводим сборы с председателями управляющих советов, управленцами, педагогами и обсуждаем вопросы общественного участия в жизни школ».
Вторая проблема – мотивационная. Управляющий совет не сможет стать эффективным органом управления, пока у педагогов не будет ясного понимания: зачем этот совет нам нужен? Практика показывает, что такое понимание обычно возникает в школах, которые не замыкаются на учебном процессе, а ориентированы на социализацию и развитие детей. «Чтобы новое начинание было успешным,  – говорит директор красноярской школы № ?143 Татьяна Гридасова, – для него должна быть подготовлена почва. Почему, например, управляющий совет «пошел» в нашей школе? Потому что к моменту его создания у нас уже существовало школьное соуправление: были две ученические организации (объединяющие детей, которые занимаются информационными технологиями и спортом), объединение педагогов и родителей, совет школы. Мы ощущали потребность в органе, который координировал бы деятельность всех школьных организаций». «Лучшие управляющие советы созданы в тех школах, где есть широкая сеть дополнительного образования, – добавляет директор Центра международного сотрудничества по развитию образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Игорь Вальдман. – Когда школа всерьез нацеливается на развитие учеников, она сталкивается с недостатком собственных ресурсов. И тогда педагоги начинают искать ресурсы на стороне, активно вовлекая в образовательный процесс родителей и других представителей внешнего мира».
И наконец, третий «барьер» – компетентность управляющих. «Зачастую члены совета плохо понимают свои возможности, не видят круг задач, которые они могут решать», – отмечает Людмила Крутень. Одна из таких задач состоит в том, чтобы, как говорит Людмила Васильевна, «держать нормативную базу». Что это значит? Типичный пример: ситуация, когда руководитель местного муниципалитета предлагает директору отдать полученную школой федеральную субвенцию на нужды города. Понятно, что директор школы, будучи подчиненным лицом, не может противостоять давлению вышестоящего начальства, а управляющий совет – может.
«Многие управляющие советы копируют подходы попечительских советов,  – продолжает Людмила Крутень. – Но попечительские советы создавались для других целей, главное направление их деятельности – попечение и благотворительность. А управляющий совет по определению должен управлять, что предполагает решение ключевых вопросов. Управлять – значит оказывать влияние на самое главное в школе: на обучение и уклад. Более того: если в содержание деятельности совета не входит учебная деятельность как таковая, совет становится “бесплатным придатком”». Конечно, выбор методики – дело профессионалов. Но некоторые образовательные проблемы процесса вполне могут решаться при непосредственном участии членов совета. Например, в некоторых школах района управляющие советы заметно активизировались после того, как родители поставили следующий вопрос: почему наши дети в школе получают четверки по физике (химии, математике), а при поступлении в вуз съезжают на тройки?