Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Известно, что задачи воспитания и социализации детей школа нередко «решает» с помощью привычных учебных способов. Скажем, возникает проблема наркотизации – учитель проводит беседу о вреде наркотиков. Ясно, что результативность такого рода воспитательных мер, мягко говоря, невысока.
Какая здесь возможна альтернатива?
Как замечают Д.Григорьев и О.Кожурова в статье «Школа и родители: социальное партнерство» («ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ», № 1 за 2009 год), прямой перенос социальности в школу не дает ожидаемых результатов: «Не раз приходилось слышать от педагогов, что школьные выборы, парламенты, республики, суды при всей их внешней благополучности что-то нарушают в нормальном ходе детско-взрослых отношений, «срезают» ту культурную дистанцию, тот зазор, который необходим для диалога детского и взрослого миров». Гораздо более эффективной оказывается стратегия «втягивания социальности в образование через особые организационные формы».
Как, к примеру, повысить социальную активность детей? Можно наращивать ресурс обществоведческих дисциплин, провести серию бесед «Что значит быть гражданином?» или активизировать работу школьного парламента, но это не выведет детей на самостоятельное социальное действие. А вот задуманная и реализованная вместе с педагогами акция – например, помощь пенсионерам микрорайона в подготовке квартир к зиме (так сделала одна хорошая школа в Йошкар-Оле) – выведет.
Другой пример: проблема межнациональной нетерпимости в школе в связи с появлением учеников из семей мигрантов. Школы, пытающиеся глубоко осмыслить ситуацию, приходят к выводу, что суть дела не столько в отсутствии толерантности, сколько в дефиците российской идентичности как у «приезжих», так и у «местных» детей: ребята не чувствуют страны, культуры, языка, и учебными занятиями вкупе с торжественными патриотическими мероприятиями тут ничего не сдвинешь. Нужна повседневная, системная и обязательно живая, неформализованная работа. Причем работа эта непременно должна проводиться с подключением семьи.
О том, как наладить продуктивное сотрудничество с семьей, рассказывается во второй части публикации.

В последнее время в российской школе широко распространяются активные методы обучения, многие из которых относятся к так называемым кейс-технологиям. Их основная особенность состоит в том, что ученики анализируют проблемные ситуации, которые были взяты из реальной практики или смоделированы как реальные. То есть дети знакомятся с проблемой (например, накануне занятия) и обдумывают способы ее решения. Предполагается, что, проанализировав множество непридуманных проблем, школьники «набьют руку» на их решении и если в дальнейшей практической деятельности попадут в аналогичную ситуацию, она не поставит их в тупик.
Существуют различные виды кейс-технологий: метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии); метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии. Суть этих методов раскрывается в статье Елены Шимутиной «Кейс-технологии в учебном процессе («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2009 год). Автор не только описывает конкретные способы активизации учебного процесса, но и приводит ссылки на дополнительные источники информации. К примеру, рекомендации для педагогов, которые начинают работать с кейс-технологиями и хотят избежать типичных ошибок, можно найти на сайте http://obr.1c.ru/.

Статья Н.Матвеевой «Решение текстовой задачи: этапы и приемы работы» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 2 за 2009 год) посвящена проблематике обучения решению задач. В публикации рассматриваются основные стадии работы над текстовой задачей: восприятие и осмысление текста задания, поиск плана решения, составление и осуществление этого плана, проверка решения. У каждого этапа существуют свои ключевые цели, достижение которых облегчается, если воспользоваться определенными приемами (скажем, на первом этапе необходимо понять в целом ситуацию, описанную в задаче, выделить условия и требования, назвать известные и искомые объекты, выделить все отношения (зависимости) между ними). Эффективность предлагаемых приемов автор демонстрирует на примере решения конкретной арифметической задачи, приводя по ходу решения развернутые образцы рассуждений.