СТРАНИЦЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
В фокусе исследования
Как учителя планируют цели воспитания, на основании чего выбирают ту или иную форму работы. Случайно? По традиции, если
не сказать – по инерции? Возможно,
от этого так безразличны к ним ребята.
Это ощущение бесконтекстности школьного воспитания побудило специалистов Ульяновского государственного университета провести исследование, которое показало,
как тенденции социального развития влияют на работу педагогов.
Авторы исследования считают, что сегодня можно говорить о трех социальных тенденциях: государственно-общественной, идеологической и общественно-гражданской.
Первая предполагает, что цели воспитания задает государство, централизованное и иерархически выстроенное; учитель видит себя работником государственной сферы услуг; успешность учеников заключается в том, чтобы впоследствии занять высокое положение в бюрократизированном обществе; соответственно формы воспитания ориентированы на селекцию элиты.
В идеологической тенденции цели диктует государственная идеология; учитель – это боец идеологического фронта, воспитывающий «правильных» членов общества; хороший ученик соответствует государственным идеалам и нормам; а формы работы должны обеспечивать ритуальные коллективные чувства.
Третья тенденция связана с движением к гражданскому обществу. Здесь цели воспитания ориентированы на толерантность, сотрудничество, защиту групповых интересов; педагог выбирает позицию социального и профессионального самоопределения; ученик в идеале получает условия для саморазвития на основе личностных смыслов; формы воспитательной работы в этом случае – совместные социальные проекты, дискуссии, участие в школьном соуправлении.
Очевидно, что все три присутствуют и в сознании учителей, и в воспитательной работе школ. Но в разных пропорциях.
В опросе участвовали около восьмидесяти педагогов, которые отмечали свои предпочтения в области целей и форм воспитания, соответствующих разным тенденциям.
В результате оказалось, что, выбирая приоритетные цели, большинство определенно тяготеют к идеологическим. Когда же речь заходит о формах работы с детьми, учителя столь же решительно отдают предпочтение общественно-гражданским.
Комментируя полученные данные, авторы исследования отмечают двойственность сознания педагогов. Традиции советской педагогики на редкость живучи и заставляют планировать воспитательные цели, по-прежнему ориентируясь на идеологическую сферу. Однако практическая работа с детьми все же заставляет учителей обратить внимание на формы взаимодействия, свойственные гражданскому обществу.
Полную версию доклада доктора педагогических наук Сергея Полякова о проведенном исследовании «Идеологические рамки воспитательных возможностей» вы можете прочитать на сайте: http://setilab.ru/