РЕПОРТАЖ
«Взяв на себя ответственность за воспитание»
Если ставить во главу угла не количество часов, которые тебе выделяются, а число детей, которых нужно отвлечь от улицы, то находятся и люди, и ресурсы, и возможности
Смена цели
В 1997 году в петрозаводский Дом пионеров (ныне ДЮЦ) пришли работать Сергей Воздвиженский и Денис Рогаткин.
– Мы всю жизнь занимались коммунарством, скаутингом. А тут предложили возглавить Дом пионеров. Ну, мы и согласились, – говорит Денис Рогаткин, «правая рука» директора ДЮЦ Сергея Воздвиженского и руководитель отдела внешних проектов ДЮЦ.
Согласились и схватились за голову...
– Главное, что мы поняли в процессе долгих споров, – это то, что сейчас гораздо важнее заниматься воспитанием, чем творчеством или развитием личности, – объясняет Денис Рогаткин. – И надо стремиться не к развитию творчества небольшой группы детей, а к преодолению проблем воспитания в целом.
Мы работаем в трех районах Петрозаводска – Ключевая, Кукковка, Зарека, – продолжает он. – И мы несем моральную ответственность за детей в этих районах.
Если ключевая ценность – воспитание, то тогда учреждение дополнительного образования оценивает свою работу по весьма конкретным критериям. Количество детей, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и школьном учете. Число правонарушений, совершаемых подростками. Число детей, вовлеченных в систему дополнительного образования, – в идеале оно должно быть равно числу детей в районах.
Именно такие критерии выставили себе руководители петрозаводского ДЮЦ.
Звучит хорошо, скажет читатель, а что на деле?
Новая структура
А на деле было вот что.
Полностью изменилась структура ДЮЦ – вместо деления на отделы по тематическому принципу создали систему управления из двух отделов.
Отдел образовательной деятельности отвечает за управление внутренними ресурсами – здесь распределяют часы, составляют расписание и занимаются прочими привычными делами.
И второй отдел – отдел программ и проектов. Это ресурсы внешние: проекты, договоры с другими учреждениями, публичные отчеты.
Хорошо. Но как же все-таки решается задача воспитания?
– Чего мы только не перепробовали, – смеется в ответ Денис Рогаткин. – И устраивали социальную гостиную с обедами и воспитателем, который помогал делать уроки и пристраивал ребят в наши секции. И создавали общественные организации на базе школьных советов. И запускали программы восстановительного правосудия.
Однако, как оказалось, лучше всего трудные подростки воспитываются, если их… бросить в лесу.
В 2005 году Воздвиженский и Рогаткин начали проект «Герои Калевалы» (по организации – копия известного телепроекта «Последний герой»). На примере этого проекта очень ясно видно, как работает нестандартная система дополнительного образования.
В школах и детских домах сотрудники ДЮЦ отобрали около 150 трудных подростков из трех «подотчетных» районов. Сначала ДЮЦ провел для трудных подростков серию трехдневных выездов на турбазу. Тренинги, испытания силы, выносливости, ночные походы с кострами, экстремальные приключения и… гонки на квадроциклах – все, о чем только может мечтать нормальный мальчишка.
Игры были командными, каждая команда – племя, и победившие команды ждала, как и полагается, награда – Летний приключенческий лагерь «Герои Калевалы».
Но не все так просто. Руководители ДЮЦ поставили детей перед жестким выбором: чтобы поехать в летний лагерь, нужно соблюдать определенные условия.
С участниками проекта заключались специально разработанные трехсторонние договоры – между ребенком, ДЮЦ и школой. Договоры фиксировали требования, которые подросток должен был выполнить для дальнейшего участия в проекте. Например, не нарушать устав школы, не быть замеченным в правонарушениях, заниматься в кружках и объединениях дополнительного образования, отработать определенное время бесплатно на общественно полезных работах и предоставить об этом справку-подтверждение. Для некоторых участников в договор были включены и личные требования – посещать школу или не прогуливать уроки. Казалось бы, просто, но очень действенно.
В летний лагерь на две недели поехали 80 человек: 40 подростков – участников проекта и 40 организаторов.
…Шесть команд подростков на шести островах. Каждая существует автономно и «зарабатывает» продукты и снаряжение в игре. За каждой – круглосуточный мониторинг организаторов с радиосвязью. Каждый участник – в центре внимания скаутов-инструкторов, психологов, социальных педагогов. Постоянные тренинги – на сполченность, коммуникативность, тренинги антинаркотические, экстремальные, тренинги по толерантности.
– Мы перевернули смысл «Последнего героя», – замечает Денис Рогаткин. – Мы, наоборот, старались, чтобы все стали героями. И разумеется, никого не удаляли в ходе игры.
Сигареты кончились быстро. От мата ребята отучились на второй день – за каждое бранное слово просто начислялись штрафные очки, отодвигающие команду назад в гонке между островами.
Итог работы – 60% детей были сняты со школьного учета. Причем ДЮЦ их не отпустил – каждому предложили работать дальше: вступить в скаутскую организацию, туристическую группу, секцию по интересам, которые у него выявились в летнем лагере.
В качестве очередного приза – поощрительная поездка в Хельсинки, «в страну Калевалы». Но… после заключения следующего трехстороннего договора.
Где найти деньги?
А вот другая интереснейшая идея Воздвиженского и Рогачева – проект «Квадроспорт». Как он работает?
Школы направляют на проект подростков, состоящих на внутреннем учете. После отборочных туров ребята разбиваются на команды и начинают готовиться к соревнованиям – гонкам на квадроциклах для «защиты чести школы». Тренировки, выезды, изучение технической части. Каждый из ребят подписывает трехсторонний договор по коррекции поведения – за его выполнением следят социальные педагоги школ. На бензин команды «зарабатывают» сами общественно полезными работами в школе.
А в финале – городские соревнования по квадроспорту, сбор подарков в помощь одному из детских домов среди жителей города и «сафари на квадроциклах» – поездка в детдом в один из районов Карелии.
Результаты проекта – 87% успешных индивидуальных реабилитационных программ. Из них 52% – частично успешные (привели к улучшению поведения и социальной ситуации подростков) и 35% – полностью успешные (привели к устранению ключевой проблемы в поведении и социальной адаптации подростков).
Так, 82% детей, совершавших правонарушения, улучшили поведение после завершения проекта, у 75% подростков улучшилась посещаемость школы, а 42% изменили свое поведение в школе.
Говорить о работе петрозаводского ДЮЦ можно очень долго. Можно еще вспомнить проект «Биржа полезных дел» для детей риска, живущих в районах Ключевая и Кукковка. Дети могут прийти и получить волонтерскую работу – 2 часа в день в школах, детсадах, социальных центрах. Зарплата – специальные игровые чеки, за которые они могут сходить в кино, боулинг, бассейн. Но главное – для участия в проекте нужен непременный трехсторонний договор.
Или взять школу тележурналистики – ребята сами готовят десятиминутные ролики из жизни ДЮЦ. Ролики эти, кстати, сделаны на таком уровне, что их раз в неделю крутит один из петрозаводских телеканалов.
Но… я уже предвижу главное возражение читателя: где найти деньги на все эти радости? На что купить снаряжение, где взять лодки, чем заплатить за недешевые квадроциклы?
Вот здесь кроется, как мне кажется, одна из самых успешных реформ в ДЮЦ. Преодоление проблем воспитания – это не просто декларация цели, это задача, под которую выстраивается ресурсное обеспечение. Нет денег на проекты, и городские власти не могут помочь? Значит, надо искать сторонние источники финансирования. Например, гранты. Гранты не дают государственным учреждениям? Создадим общественную организацию, которая будет продвигать проекты. Подросткам трудно добираться в главное здание ДЮЦ в другом районе? Значит, ДЮЦ должен прийти к ним – создается сетевая структура: где-то база квадроциклов, где-то театральная студия, где-то скалодром, а где-то студия тележурналистики и интернет-центр.
И получается, что если отталкиваться не от того, что есть, а от того, что ты хочешь сделать, если ставить во главу угла не количество часов, которые тебе выделяются, а число детей, которых нужно отвлечь от улицы, то находятся и люди, и ресурсы, и возможности. Сегодня больше 20% сотрудников ДЮЦ – мужчины, почти половина работников – младше 35 лет, общее число детей в проектах – свыше четырех тысяч.
…Это короткий очерк; все интересное о петрозаводском ДЮЦ в нем не расскажешь. Но если вы хотите узнать больше, познакомиться с проектами или, может быть, даже принять участие в Фестивале детско-юношеских центров «Сделано в ДЮЦ», который пройдет в конце марта в Петрозаводске, то заходите на сайты http://youthnet.karelia.ru/dyts/ и http://eco.karelia.ru/ru/.
Будет интересно.