ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Образование в условиях кризиса: какие меры предлагает министерство?
Нас ждет усиление контроля за качеством образования и увеличение числа программ переобучения и переподготовки
Спасательный круг для безработных
Все эти нововведения будут происходить на фоне непростой демографической ситуации, совпавшей с финансово-экономическим кризисом, который уже вызвал сокращение платного приема в вузы.
Компенсировать потерю внебюджетных средств, по мнению А.Фурсенко, можно, в частности, организуя курсы переподготовки безработных. Здесь, как следовало из выступления заместителя министра образования и науки Владимира Миклушевского, открывается большое поле деятельности.
С августа по декабрь 2008 года численность зарегистрированных безработных увеличилась на 250 тысяч человек и достигла 5,8 млн человек. Чтобы снизить напряженность на рынке труда, правительство направит в регионы 43,7 млрд рублей субсидий. Из них 15,4 млрд рублей – на опережающее обучение работников, уволенных или находящихся под риском увольнения.
По информации Минобрнауки, учреждения профессионального образования разработали свыше 40 тысяч программ переподготовки. Наибольшую часть программ (49%) предлагают ПТУ, 27% – техникумы и колледжи, 14% – вузы, остальная доля приходится на другие организации профобразования.
В ближайшее время на сайте министерства планируется опубликовать рекомендации по формированию программ, необходимых для организации опережающего обучения.
По прогнозам специалистов, наиболее перспективными направлениями деятельности в посткризисный период станут управление социальной сферой, логистика, сервис, операционный менеджмент.
Министерство намерено организовать разработку и закупку на конкурсной основе широкого спектра программ дополнительного профессионального образования и переподготовки, ориентированных на новые рынки труда.
Причем, как подчеркнул Миклушевский, эти программы актуальны не только для безработных граждан, но и для выпускников вузов нынешнего года: ведь по самым оптимистическим прогнозам, из 700 тыс. дипломированных специалистов нетрудоустроенным окажется каждый седьмой, а по реалистическим – этот показатель гораздо выше. В группе риска – экономисты, составляющие треть от общего числа выпускников, а также гуманитарии и педагоги.
Следующая антикризисная мера – создание малых предприятий при вузах. О своей готовности реализовать такое начинание заявил 141вуз. По предварительным прогнозам, принятие соответствующего законопроекта позволит создать дополнительно до 50 тыс. новых рабочих мест для студентов и преподавателей.
Для последней категории это особенно актуально, поскольку систему образования не минуют сокращения. По данным на 15 января, полученным министерством из 1380 образовательных учреждений, в нынешнем году предполагается уволить около 9 тыс. человек, а до этого подверглись сокращению около 5 тыс. И хотя эти цифры составляют десятые доли процента от общего числа занятых в сфере образования (5,7 млн человек), общая тенденция настораживает, поскольку представленные показатели охватывают лишь малую часть образовательных учреждений.
По мнению А.Фурсенко, один из реальных способов сохранения рабочих мест для преподавателей вузов – увеличение приема иностранных студентов. В связи с этим он призвал ректоров приложить особые усилия для обеспечения безопасности этой категории учащихся.
С продажей дипломов
будет покончено?
Как известно, иностранные граждане – одна из тех немногочисленных категорий абитуриентов, которые с этого года освобождаются от обязательной сдачи ЕГЭ и получают право поступать в вузы по результатам традиционных вступительных испытаний.
Обсуждение на совещании ректоров еще раз показало заинтересованность вузов в увеличении числа таких исключений. Участники обсуждения очень интересовались: не получат ли права сдавать традиционные экзамены поступающие на заочные и вечерние отделения? Нельзя ли снизить число вступительных испытаний до двух (с этого года абитуриент обязан сдать не менее трех экзаменов)?
Ответ представителей министерства на оба вопроса был резко отрицательным. Первый заместитель министра образования и науки Исаак Калина считает, что за подобными предложениями кроются откровенная профанация высшего образования и продажа дипломов.
По словам главы Рособрнадзора Любови Глебовой, в настоящее время разрабатываются новые, гораздо более жесткие критерии лицензирования и аккредитации вузов, окончательный вариант которых планируется утвердить весной. Предполагается, что они вступят в силу со следующего года.
Однако, как считает глава контрольно-надзорной службы, большинство образовательных учреждений не выполняет даже ныне действующие нормы.
Так, по оценке Рособрнадзора, не соответствуют своему статусу 48% университетов, 52% академий и около 60% институтов. Например, выездная проверка «полиции качества» в Ханты-Мансийском автономном округе обнаружила нарушения в 80% вузов.
При этом, как подчеркнула Л.Глебова, «аккредитация – это не топор, а инструмент для повышения качества образования», а оптимизация сети проводится в интересах регионов и самих вузов.
В условиях демографического спада, когда в 2009 году из каждых 1000 выпускников 554 смогут претендовать на бюджетные места, этот вопрос, бесспорно, приобретает особую остроту.
Исаак Калина призвал ректоров вузов тщательно рассчитать проходной балл для поступления в вуз, поскольку «завышение планки может привести к недоборам».
В связи с этим министерство даже готово продлить сроки приема документов в вузы с 25 до 31 июля на специальности, востребованные экономикой. Правда, с одной немаловажной оговоркой: зачисление абитуриентов будет проводиться по установленному ранее проходному баллу. Занижать его нельзя ни при каких условиях.
Никаких поблажек!
Из широкого круга вопросов, обсуждавшихся на совещании ректоров, его участники продемонстрировали наибольший интерес к ЕГЭ. Повышенное внимание было связано не только с нюансами правил приема по результатам ЕГЭ, но и с общим неприятием единого экзамена.
Справедливое недовольство чиновников вызвали весьма многочисленные вопросы ректоров по поводу обязательности приема в вузы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По мнению многих, обеспечить условия для обучения этой категории студентов «заведомо невозможно».
Однако представители министерства убеждены, что делать это необходимо, а все разговоры о невозможности противозаконны. «Ситуация эксперимента закончилась, никаких исключений, помимо предусмотренных нормативными документами, для вузов не будет», – подчеркнула Л.Глебова.
Однако, судя по всему, к обсуждению этой темы чиновники будут вынуждены вернуться. И еще не раз…