КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
Школа Неменского, его друзей и коллег
Я человек, я могу думать. И вы тоже человек... – говорят авторы новых учебников в России
Имя Бориса Михайловича Неменского вряд ли нуждается в представлении. Но за те десятилетия, которые он отдал искусству и педагогике, народилось не одно новое поколение, поэтому стоит напомнить.
Б.М.Неменский – народный художник России, лауреат Государственной премии и других высших наград, член ряда академий, человек, чьи работы висят в Третьяковской галерее, многих музеях мира. Будучи уже знаменитым художником, Неменский пришел в школу. Было это тридцать с лишним лет назад, тогда же к школьному образованию обратился выдающийся композитор Д.Б.Кабалевский, и так это и вошло в классику – программы эстетического воспитания Кабалевского и Неменского. Новаторская практика, за которой иной взгляд на искусство в школе, на человека. Я вспоминаю, как в начале 80-х годов в хуторе Старая Станица Ростовской области, где шел эксперимент по программам Бориса Михайловича, в школе обсуждали: как слепить человечка? Странный вопрос. Скатать из пластилина продолговатое тельце, потом прилепить шар головы, потом… «Нет! ?– возражал мне учитель, работавший по Неменскому. – Разве человек является на свет по частям? А сомнения, радость, мечта – разве они не захватывают человека всего? Вот и говоришь им: лепите из целого куска…»
Неменский и его школа с трудом пробивали чиновничье отношение к «учебно-воспитательному процессу», как тогда говорили. С трудом это делали и композитор Д.Б.Кабалевский, и психолог В.В.Давыдов, и педагог М.П.Щетинин – эти и другие известные люди, чьи идеи и опыт в перестроечные годы стали основой «педагогики сотрудничества». Позднее мы работали с Неменским и его коллегами в одном коллективе – ВНИКе «Школа», разрабатывали новые концепции образования… Целая эпоха, история.
С тех пор утекло много воды. Казалось бы, какие проблемы могут быть у дважды академика (Российской академии художеств и Российской академии образования) Неменского – его школа стала общепризнанной, программы и учебники вошли в массовую практику. Истина победила?
Не совсем так.
У противников школы Неменского (иные ушли уж в мир иной) остались последователи. Изобразительное искусство активно вытесняется из школы. И не только чиновниками от педагогики. Мутная волна «актуального искусства» вытесняет.
Называется постмодерн. «Вы были в Манеже? А в выставочном зале Дома художников? Не были? Ну конечно, интеллигенции недосуг, мы выше всего этого…» ?– с горькой усмешкой замечает мне Борис Михайлович.
Признаюсь, я не искушен в постмодерне – инсталляциях, идущих от французского художника Дюшана, когда-то выставившего на выставке писсуар и утверждавшего, что это искусство. Самим фактом нахождения предмета на выставке.
С тех пор многие вещи, «бывшие в употреблении», обратились в художественные артефакты.
И все это не стоило бы разговора, но иные из произведений оцениваются в десятки тысяч долларов. «И мои студенты, ?– говорит мне Неменский, – все это видят и думают, зачем учиться, когда можно изобразить и все иметь?»
Да, можно было бы не относиться к этому всерьез, если бы по всем государственным каналам TV дурной поток не обрушивался на детей: менты, убийства, ужасы, фабрики звезд – тот же писсуар. И то, что он занимает такое место на экране, в СМИ, видимо, не случайно. Неменский отвечает: да, не случайно… Но как с этим бороться? Каждый как может.
Вот один из примеров того, что делает школа Неменского, его коллеги и близкие. Передо мной новые учебники по изобразительному искусству, написанные Ларисой Александровной Неменской и выпущенные издательством «Просвещение». Мне попались на глаза две книги из этой серии: «Каждый народ – художник» для 4 класса (издание 2007 года) и совсем свежее, 2008 года, – «Искусство в жизни человека», 6 класс.
Прежде чем взяться за рецензию, я показал учебники своей дочке-четверокласснице на сон грядущий. Учебник, в особенности для шестого класса, весь состоит из картин разных художников, эпох, и мы стали их рассматривать. С небольшими комментариями, которые я пересказывал из учебника своими словами или возникавшими на основе собственных ассоциаций. И тут произошло нечто!
Ребенок стал читать учебник как увлекательную историю. В одном месте удивилась освещению: «Это фотография? Не может быть! А как же это сделано?» И главка «Образные возможности освещения в портрете» – с Рембрандтом, Серовым, Ренуаром, Ж. де Латуром с его освещенным свечой «Святым Иосифом-плотником» и не менее удивительным «Кочегаром» Н.А.Ярошенко, с емким авторским текстом о светотени, с творческими заданиями для ученика – была проглочена.
Теперь вечер за вечером мы с дочкой рассматривали учебник и радовались узнаванию воздушной «Прогулки» Марка Шагала, которая висела на стене комнаты в другой стране, далеко отсюда, у старшей дочери. Удивлялись и разглядывали сюрреалистическое «Лицо Мэй Уэст» Сальвадора Дали, удивлялись обратной перспективе иконы, когда не в нее входишь, как в пейзаж, а то, что там есть, выходит к человеку (я вспомнил слова знакомого семинариста из Сергиевой лавры: «Детишки, они не испорченные, так же рисуют, – замечал студент. – Почему, спрашиваешь, дорога вдали у тебя не суживается, а расширяется? Как почему, удивляется, люди же оттуда пойдут»).
И так, играючи, мы рассмотрели и прошли этот прекрасный учебник. Я далек от мысли, что учебные материалы нужно изучать именно таким образом, но много ли вы видели школьных учебников, которые бы ребенку хотелось рассматривать перед сном? Портрет, который переводится с латыни (признаюсь, узнал сам впервые) ?– «извлечение сущности». Проект летательной машины Леонардо да Винчи и «Девушку, собирающую цветы» с римской фрески двухтысячелетней давности, передвигающуюся такими легкими шагами, что, кажется, парит вместе со своей амфорой над землей.
И все это хотят вытеснить, выкинуть из школы?
Недавно опубликован интересный документ – национальный доклад о месте и роли российского образования в экономике («ПС» писало о нем в № 24. – Ред.). Среди авторов – известный специалист по статистике М.Агронович, экономист В.Сабуров и др. Там есть такое понятие – «норма отдачи от образования». В советское время, когда образование не случайно называлось непроизводственной сферой, норма отдачи равнялась нулю, а сейчас она у нас, оказывается, 6% – на уровне европейских стран. Человек с высшим образованием получает на шестьдесят процентов выше, чем без образования. И в условиях безработицы специалист с дипломом вуза лучше устраивается на работу.
Еще несколько ошеломляющих, как выразился экономист, комментировавший этот документ, фактов. Если доля образования как отрасли в российской экономике около трех процентов, то отдача от образования как от качества человеческого капитала составляет от тридцати до сорока процентов.
Иными словами, отдача от образования в десять раз больше, чем затраты на него. Образование выходит на уровень фантастически эффективной отрасли!
Если это так, то перед нами социально-экономические последствия школьной перестройки и деятельности ВНИКа конца 80-х – начала 90-х годов, результаты открывшейся когда-то свободы, реализации новых концепций и подходов к образованию и школе, отозвавшиеся спустя два десятилетия подвижкой в общественных ценностях, которые отразили значимость образованного человека.
Это необыкновенно важный вывод.
Как историк образования, могу засвидетельствовать, что такого не было с начала прошлого века.
Пусть мы по некоторым показателям экономики и политики находимся в последней группе стран, но в образовании человека в нашем обществе подвижки есть!
И в этом немалая заслуга школы Неменского.
Хрестоматийное утверждение Дени Дидро: «Страна, в которой бы учили рисовать, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах».
Но для этого же нужны художники-учителя, десятки тысяч! – вспоминаю свой давний разговор с коллегой Неменского. А я верю, отвечал он, что они придут, просто всем надо почувствовать, что это наши дети.
Сразу это не осуществить. Но что-то же надо делать.
«Вы читали Людвига фон Мизеса? – спрашивает меня Неменский. – В книге «Либерализм» он пишет: “…единственная цель человеческой деятельности есть прибыль. Все остальное – для плебса…”»
Неменский задумывается. «Говорят, все от Бога. Но Бог, если он существует, действует руками человека. А я тоже человек. И Вы, – обращается он ко мне, – тоже человек… Я не могу сделать то, что может президент. Но я могу думать…»
И мы тоже – над нашей жизнью.
Что в ней возобладает: гламурная тенденция? Или способность сопереживать ближнему? В гламурной стране, говорит Неменский, отдельным людям живется неплохо, но они поедают других, и в результате общество слабеет и деградирует.
Страна выживает, если люди сопереживают друг другу. Каждый народ способен строить, изображать, украшать, а не только уродовать жизнь.
Для себя лично, собственного восприятия действительности, я выудил из учебника Л.А.Неменской такое утверждение: «Самое темное место находится на границе со светом… Тень, уходящая в глубину, светлеет…»
Впервые в стране вышли учебники по изобразительному искусству для обычной школы, для всех детских возрастов, с первого по девятый класс. Таких учебников прежде не было. Идет незаметная работа по переустройству страны на более гуманных началах.
Центр художественного развития Б.М.Неменского готовит ежегодно пятьсот преподавателей…