Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Л.П.Никитина

«К чему приведет такая НСОТ?»

Новая система оплаты труда в действии...

Язык официальных отчетов обладает удивительными свойствами. Слова в нем одновременно и гладкие – не ухватишь, есть ли за ними что-то на самом деле, – и весомые, солидные. Сказано, например: «Министерство продолжает работу по внедрению новых финансовых механизмов в образовании» – и уже как-то даже неловко интересоваться подробностями: что делается, как делается. Деньги-то идут, расходы-то растут!
И тем важнее понимать, какие отношения возникают в школе с внедрением новых финансовых механизмов, в каких условиях оказывается учитель. Вот такое письмо пришло нам из города Альметьевска.

Люди, которые придумали новую систему оплаты труда учителей, вряд ли знают что-нибудь о школе и о системе труда в школе.
При старой системе, когда повышались периодически оклады, хоть и работали все по-разному, но не было уж больно обидно, потому что «плохих» учителей не так много, остальные заслуживают хорошую зарплату. Нас, конечно, поругивали за неуспевающих, но при этом понимали, что 100% учеников не могут освоить учебный материал, часть просто не хотят учиться, а иногда для этого нет соответствующих условий.
Сейчас модно вводить всевозможные новые педагогические технологии, даже полагается сдать отчет в конце года, по какой новой технологии работал тот или иной педагог. Какие инновации могут быть в обычной средней школе, где, кроме мела и тряпки, просто нет ничего. В нашей школе нет ни одной наглядной таблицы или какого-либо иллюстрированного материала по математике, кодоскоп исправный один на всю школу. Сейчас интерактивные доски стали появляться, но только в лицеях, гимназиях и школах с хорошими спонсорами.
За счет чего мы должны повысить качество, как развить интерес, если показывать самодельные модели и нами же нарисованные плакаты? Взывать к самосознанию детей, что им, мол, нужно образование? Так они же умнее всех нас и давно уяснили, что как бы их ни ругали и ни ставили «2», все равно они школу закончат с аттестатом.
У нас получается декларативное среднее обязательное образование, а оно всем не дается просто по тем или иным причинам.
Сколько детей, которые предоставлены сами себе, они не нужны родителям, им не до учебы, поесть бы чего. Сколько детей ослабленных, умственно отсталых, родители которых отказались пройти ПМПК, и я их не виню, а наоборот, понимаю. Сколько детей с девиантным поведением, им нет дела до учебы и все. Не хотят они, что поделать?
И теперь на этом фоне НСОТ на нашу голову. Ладно бы это было все обдумано, опробовано и адаптировано. Нет, указания были – срочно в сжатые сроки разработать и применить.
Как можно оценить труд разных учителей? По качеству образования, решили чиновники. Чем выше качество, то есть большее количество отличников и ударников, тем выше зарплата.
Наверное, самое большое качество будет у учителей ИЗО, музыки, физкультуры и технологии. И соответственно самая большая зарплата. Эти предметы никогда никем не проверяются, дети зачастую не умеют рисовать, не знают ни одного художника, композитора, петь не умеют, только текст песен учат. Мальчики три раза подряд не подтянутся на турнике. Но этого никто ни на одном экзамене не узнает.
А самые «несчастные» учителя в школе  – это учителя русского языка и математики. Каждую четверть – контрольная работа или на уровне администрации, или из местного управления образования, а то и министерская! И пробные ЕГЭ регулярно, по два-три раза в год.
Почему-то весь народ и родительская общественность понимают, что математике всех и сразу научить проблематично, а вот наше государство не хочет понять, что нет сложнее предметов, чем математика и русский язык.
Причем качество в лицеях и гимназиях никак нельзя сравнивать с качеством в обычной средней школе, куда ходят не отобранные дети, а все, потому что обязаны учиться.
Если ребенок забросил учебу, родители за это никакой ответственности не несут. А вот учителю за это будет, да еще как – его лишат стимулирующей части зарплаты.
К чему приведет такая НСОТ, нетрудно представить: учителя будут вынуждены не ставить «два» за четверть, а за год – ни в коем случае.
Затем поднимем качество хотя бы на бумаге до необозримых высот, научим детей виртуозно списывать, чтобы никто не заметил. Закроем глаза на липовые «три» и «четыре». Ведь настоящие, правдивые сведения никому и не нужны. А самому себе зарплату из-за принципов «зарезать»  – на это не каждый пойдет.
Теперь нас ждут только приписки и ничего более. А в старших классах, где экзамены надо сдавать, работать вообще мало кто захочет, это же риск – можно не набрать нужный уровень качества.
А кто сейчас работает в школах? Очень большую часть составляют пенсионеры, процент молодых учителей крайне низок. Молодые работают год-два и уходят, понимая, что здесь их ничего не ждет. Если все пенсионеры уволятся, кто будет работать в школе? У нас сейчас верхний предел – 42 ученика в классе, набирается по 37–38 детей. И как их учить в таком количестве?
Нам, учителям, зарплату платят исходя из числа проведенных уроков в неделю. От ставки идут проценты за проверку тетрадей, за кабинет, за классное руководство. За дополнительные занятия, которые я, например, провожу два раза в день, до и после уроков, не платят и не собираются платить. Поэтому многие учителя называют эти занятия репетиторством.
Почему нельзя оплачивать эти уроки, хотя бы немного? Ведь реальная работа на повышение качества образования будет происходить именно на них!
…Я свою профессию люблю, никем другим быть не хочу и очень болею за детей и наше образование в целом. А от таких реформ в конечном итоге пострадают все равно дети. Неужели нельзя найти более взвешенный, осторожный подход?