Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №1/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Ветров Максим

От национальных проектов - к национальной инициативе

План действий по ее реализации министерство должно подготовить к 15 февраля

Накануне нового года в Министерстве образования и науки состоялось заседание, посвященное реализации нацпроекта «Образование» и приоритетам на 2009 год. Также обсуждались перспективы выполнения национальной стратегии «Наша новая школа», недавно обнародованной Президентом РФ Дмитрием Медведевым.

Нацпроект: продолжение следует…

Министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал о решениях, принятых 24 декабря в Кремле на Совете по национальным проектам.
Поставки автобусов и учебного оборудования для школ, конкурсы инновационных программ в общем и высшем профессиональном образовании, проводившиеся в рамках нацпроекта «Образование», завершены.
Зато будет продолжена поддержка лучших учителей, талантливой молодежи, классных руководителей, учреждений НПО и СПО. В 2008 году в рамках нацпроекта было отобрано 246 ПТУ и ссузов, из федерального бюджета на их поддержку было направлено 6,1 млрд рублей, объем софинансирования составил 7 млрд рублей.
По словам министра, в начале этого года получат федеральные ассигнования еще не менее шестидесяти учреждений НПО и СПО. Как подчеркивалось на заседании, в условиях экономического кризиса и растущей безработицы развитие данного направления приобретает особую актуальность и значимость.
По словам руководителя Федеральной службы по труду и занятости Юрия Герция, в 2009 году на базе ПТУ и техникумов планируется переобучить 320 тысяч безработных. Образовательные учреждения будут отбираться на конкурсной основе. Федеральное агентство по образованию (Рособразование) уже направило в службу занятости сведения о программах переподготовки во всех своих подведомственных учреждениях начального и среднего профобразования.
По мнению заместителя руководителя Рособразования Евгения Бутко, количество граждан, прошедших переподготовку на базе ПТУ и техникумов, должно сравняться и даже превысить по численности выпуск студентов из этих учреждений.
Хорошие перспективы и у проекта «Школьное питание», на осуществление которого в 2008 году было израсходовано 1,5 млрд рублей, из них 500 млн – из федерального бюджета.
К четырнадцати субъектам РФ, принимающим участие в эксперименте по организации современных моделей школьного питания, вскоре прибавятся новые: министерством объявлен конкурс, итоги которого планируется подвести в конце января – начале февраля.
Осуществление этого проекта продлится до 2011 года включительно.
2009 год станет завершающим этапом в реализации комплексных проектов модернизации образования (КПМО) в субъектах РФ. 31 регион-участник представил отчеты о достижении обязательств 2008 года, на основе которых в январе нынешнего года конкурсная комиссия примет решение о продолжении поддержки.
По словам А.Фурсенко, новые механизмы КПМО должны заработать во всех регионах.
Ссылаясь на высказывания Президента РФ Дмитрия Медведева, Андрей Фурсенко заверил, что «финансирование каждого проекта в 2009 году будет продолжено в полном объеме, который установлен в федеральном законе о бюджете, и все намеченные мероприятия будут реализованы».

Дошкольное образование включат в нацпроект

Наряду с прежними направлениями нацпроекта получат развитие новые.
Так, в 2009 году планируется приступить к поддержке региональных центров дистанционного обучения детей-инвалидов. Объем ассигнований из федерального бюджета на эти цели составит 1 млрд рублей, предполагается софинансирование со стороны регионов. Средства будут направлены в первую очередь на оснащение центров, установку необходимого оборудования, учебно-методическое обеспечение, подготовку кадров.
Кроме того, начнется создание на конкурсной основе сети национальных исследовательских университетов.
Но главным достижением можно считать включение в нацпроект дошкольного образования. Поддержка будет предоставляться муниципалитетам на конкурсной основе, и произойдет это не ранее 2010 года, а нынешний, по словам министра, станет важным подготовительным этапом.
Согласно официальным документам, цель проекта состоит в создании «современных муниципальных моделей организации дошкольного образования», призванных обеспечить «качественную педагогическую помощь родителям, полноценное развитие дошкольников, гибкий учет потребностей каждой семьи».
Более подробной информации о том, как будет осуществляться включение в нацпроект детских садов, пока нет.

«Наша новая школа»: первые шаги

В то же время министр подчеркнул, что мероприятия по общему образованию будут самым тесным образом увязаны с решением задач, поставленных президентом в Послании Федеральному Собранию, и с национальной инициативой «Наша новая школа».
В этой сфере готовится целый ряд изменений, которые планируется обсудить в наступившем году. В числе наиболее смелых предложений – привлечение в школы специалистов из других отраслей. По словам директора Департамента государственной политики в образовании Игоря Реморенко, «это необходимо для усиления профильного обучения в старших классах, для того чтобы помочь ребятам определиться в выборе своего дальнейшего профессионального пути».
Министерство, со своей стороны, разработало ключевые меры, рекомендуемые регионам для привлечения таких специалистов на постоянной основе, на условиях совместительства и на общественных началах.
Одно из главных направлений в рамках инициативы связано с развитием потенциала российского учительства. Предполагается, что будет создана система поощрения лучших педагогов, а педагогическое образование и система повышения квалификации педагогических кадров будут модернизированы.
С целью обновления механизмов повышения квалификации будут введены бюджетные сертификаты, получив которые учителя смогут выбрать наиболее интересные для себя курсы и программы, в том числе на базе инновационных школ, победивших в рамках нацпроекта.
Эти учебные заведения по планам министерства должны стать центрами для стажировки студентов педвузов, а в качестве методистов будут привлекаться лучшие учителя, также получившие гранты в рамках нацпроектов.
Кроме того, как заявил Андрей Фурсенко, лучшие учителя примут участие в апробации нового поколения стандартов общего образования, которые планируется утвердить в 2009 году.
Принципиальная роль в модернизации общего образования отводится новым системам оплаты труда, мониторинг введения которых министерство выполняет совместно с отраслевыми профсоюзами.
По свидетельству Игоря Реморенко, проблем в этой сфере немало. Жалобы на низкие зарплаты и медленные темпы введения НСОТ поступают из Республики Коми, Кемеровской, Липецкой и Ульяновской областей. Проблемы отмечаются в республиках Карелии и Бурятии, Алтайском крае, Амурской и Калужской областях.

Здоровье, комфорт, безопасность

Особое внимание в текущем году будет уделено материально-технической базе школ. По планам министерства мониторинг условий обучения охватит все российские школы. На основе этих данных федеральный центр будет поддерживать региональные программы модернизации всего школьного хозяйства.
По словам Светланы Тетериной, начальника отдела Департамента государственной политики в образовании, 80% школ оснащены спортивными залами, но только 2% – бассейнами. Лишь 13% инновационных школ реализуют здоровьесберегающие технологии.
Спорт, здоровье, комфортная среда обучения – это лишь одна сторона проблемы, другая связана с безопасностью школ. Внимание к этой теме было усилено после трагедии, случившейся 1 октября в селе Беляевка Оренбургской области, когда произошло обрушение фасадной части и лестничных маршей школы с первого по третий этаж. В результате погибли пять учениц 11 класса, еще четыре человека, в том числе трое детей, получили травмы и увечья.
В 2007 году в России насчитывалось более 1000 школ, находящихся в аварийном состоянии.
В соответствии с решением правительства к 21 декабря 2008 года субъектам РФ было поручено подготовить перечни аварийных школ. Однако в указанный срок поступила информация лишь из 45 регионов, остальные не приступали к выполнению этого поручения.
По словам заместителя министра образования и науки Исаака Калины, «обеспечение стопроцентной технической безопасности школьных зданий – приоритетная задача, но при этом важно учитывать и человеческий фактор».
«Руководители образовательных учреждений не всегда умеют принимать адекватные решения в экстремальных ситуациях. Поэтому сегодня необходимо уделить особое внимание соответствующей подготовке директоров школ, тренировкам ученических и педагогических коллективов», – пояснил И.Калина. И добавил, что школы могут стать объектом для проведения общественных работ ?– то есть, согласно планам правительства, безработные граждане будут привлекаться к их ремонту и строительству.
Предполагается, что часть средств на эти цели будет выделена из федерального бюджета.
В первом квартале этого года – ориентировочно к 15 февраля – министерство намерено сформировать окончательный план действий, направленных на реализацию инициативы «Наша новая школа».

В чем отличие «Новой школы» от нацпроекта?

Отвечая на этот вопрос, Игорь Реморенко пояснил, что «нацпроект – это система действий, за которой стоят деньги, нормативные акты и т.д., а национальная инициатива – это документ, который на уровне идей и представлений описывает то, что необходимо делать в разных проектах и программах».
Правда, по его же словам, по ряду направлений инициативы все-таки запланировано финансирование в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Но в целом складывается впечатление, что в образовании создается очередная стратегия (концепция, доктрина), не подкрепленная конкретными ресурсами для ее выполнения, а значит, мало к чему обязывающая правительство и не решающая кардинальных проблем в сфере образования в период финансового кризиса.
Что-то наподобие Продовольственной программы в эпоху всеобщего дефицита…