Справедливость и милосердие
О жизни, о жизни – и только о ней... Каждая ситуация
уникальна, и вопросам несть числа, а ответы условны... И все же, пока
мы задаем себе и миру вопросы, вечные и бесконечные, наивные в своей
абстрактной точности, есть надежда на небесполезность наших усилий –
родительских, учительских и человеческих… Вся поэзия, все таинство
педагогики – в ощущении этого высокого духовного электричества, которое
высвечивает и облагораживает нашу жизнь, наполняет ее верой и смыслом,
поступком и мыслью.
...Большинство людей уверены в том, что добро и справедливость
всегда сопутствуют друг другу.
Сопутствуют, но не всегда. Справедливость – это когда по закону, по
правде. Правда одна на всех, и справедливость одна на всех. Каждый раз,
когда мы видим, что к разным людям относятся по-разному и одному
прощают то, чего другому не прощают, мы возмущаемся: а что, он лучше
меня? Справедливости в мире мало. Вся наша жизнь замешена на
несправедливости, и к этому надо привыкнуть. Уже то, что мы все люди и,
значит, в чем-то одинаковы, и все работаем, но живем по-разному, уже в
этом великая социальная несправедливость, бороться с которой бесполезно.
Справедливость требует неуклонного выполнения каких-то правил или
моральных законов. Некоторые люди так переполняются чувством
справедливости, что с ними невозможно общаться. Они осуждают все
вокруг, все им кажется несправедливым.
Совсем другое дело – добро. Сердце не понимает несправедливости. Сердце
просто любит. Иначе нельзя было бы объяснить, наверное, половину браков
на земле. Часто спрашивают: ну как она могла выйти за такого?
Мы-то смотрим со стороны, и наше суждение совершенно справедливо, а она
– любит. Она смотрит совершенно другими глазами.
Но учителя этого не понимают. Они не понимают, что добро как раз и
начинается там, где кончается справедливость. Это примерно так, как в
комиссии о помиловании. Суд был справедлив, и приговор был законным,
однако комиссия просит утвердить свое решение о помиловании.
Нарушается закон? Нарушается. Вот в этом все и дело: добро – это всегда
нарушение. Все то, что сделано по закону и справедливости, это не
добро. Это не сердцем сделано, а умом.
Поэтому справедливости можно требовать, а добра – нет. На свете много
правдоискателей, людей, которые до конца борются за справедливость. Но
гораздо больше добрых людей, и старинное обращение к народу так и
звучало: люди добрые.
Справедливости ищут, о добре взывают. Добра на свете гораздо больше,
чем справедливости.
Сегодня с утра, как всегда, не знаю почему, думал обо всех этих делах,
вспоминал свою школу и вспоминал школу, которую я видел. Вспомнил
старую учительницу – не знаю, где я видел эту сцену, – вспомнил, как
третьеклассник шалит на ее уроке, она его вызывает, ставит рядом с
собой и крепко-крепко прижимает к себе, так, что он стихает и
успокаивается. И столько добра было в этом движении, столько нежности,
что и весь класс как-то пришел в себя. Я думаю, что этого нам не
хватает в школе – добра.
Все только говорят о порядке, о правилах для учащихся, а о добром
отношении к детям говорят редко. Может быть, потому, что справедливость
выражается в правилах. Их можно перечислить и вывесить на стенке.
А добро правил не знает. Оно просто добро. Справедливости трудно
выучиться. Есть люди справедливые и есть несправедливые, и, кажется,
это от рождения.
А можно ли научить человека быть добрым?
Не знаю. Но думаю, что самому стараться быть подобрее можно, хотя
иногда очень трудно. Увы, в профессиональные качества учителя входят
оба эти свойства – и доброта, и справедливость. И деваться нам некуда.
***
...В идеале человеку должно быть удобно жить. На сто
процентов. И в идеале человеку должно быть неудобно жить. На те же сто
процентов. Удобно – это когда больше ничего не нужно. Но в духовной
жизни не может быть такого чувства, ибо это – вечный поиск, вечное
страдание, вечная и, может быть, обреченная попытка найти правду,
постоянная неудовлетворенность. Вместе с тем человек с комплексом
неполноценности ничего не добьется, сломается, погрязнет в своих
несчастьях... В идеале же неудовлетворенность собой должна сочетаться с
верой в себя, в свое достоинство. В нашей педагогике, может быть,
потому ничего не получается, что мы пытаемся найти золотую середину. Но
золотой середины здесь нет, не может быть. Все всерьез, все на пределе.
***
...Все науки, которые относятся к педагогике, относятся к духу
человеческому. Здесь своя особая, частная логика. Трудность в том, что
общий логический закон приложим и одновременно неприложим к отдельному
человеку. Есть какие-то общие, универсальные законы, которые управляют
и планетами, и человеком. Есть единый дух развития человечества –
стремление к правде, к добру, к красоте, и в то же время каждый человек
живет по своим индивидуальным законам... Середины здесь нет. Дух
позволяет видеть то, что уму неподвластно.
Душа человеческая как арена битвы между Богом и дьяволом? Опасная
теория: нам кажется, что можно это зло подавить, выкорчевать, особенно
в детской душе, над которой, как мы думаем, мы властны... На самом деле
всякому человеку с языком, общением, культурой передается дух вечного
стремления человеческого – к добру, правде и красоте.
Умом желания не перебьешь. А человека с высоким духом определяет
уровень его желаний, побуждений – а желания есть центр его внутреннего
мира.
Из интервью для своей газеты. Беседовала Евгения Долгинова
№ 90, 94, 1996