«Прокуроров у нас хватит на всех. Не хватит учителей»
Фрагменты из фронтовых дневников
28 июня 1942 г., Валуйки
Первое, что нужно сразу же после войны категорически
изменить, – это всю систему школьного и дошкольного воспитания. Нужно
пересмотреть и перетряхнуть ее сверху донизу.
У нас учитель в загоне. Жалкое его материальное и морально-правовое
положение и ложная система воспитания – вот причина первая и главная
всех трудностей, что выпали нам сейчас. Наших приумножаемых утрат,
хаоса, слабости духа, – словом, всего того, что делает цену нашей
победы много-намного большей, чем могло быть.
Прибитый, неинтеллигентный учитель – колоссальное зло нашего народа.
Бесправный, неуважаемый, замаранный, малообразованный учитель и такой
же малоразумный Наркомпрос со всем его авгиевым аппаратом не могут
обеспечить государству красивую молодежь, какими бы совершенными ни
были тезисы устремлений компартии.
Народный учитель, учитель народа – сердце и совесть села, образец и
предмет подражания для ребенка, достойный, чистый, уважаемый
родителями – нет, нет у нас народного учителя. Мы сделали из него
бесправного прихлебателя какого угодно главы колхоза, любого
начальственного дядьки, и потонула молодежь в неучености,
бесхарактерности, безответственности.
12 июля 1942 г.
Посмотрю на пустыни, на кладбища, поплачу ли на руинах и
пересчитаю миллионы утрат? А потом умру от горя, чтобы не видеть, как
заселят тебя, мать моя Украина, чужими людьми, как будут карать твоих
недобитков сынов и дочерей за немецкое ярмо, за каторжную работу в
Германии, за то, что не умерли от голода и дождались нашего прихода.
Прокуроров у нас хватит на всех, не хватит учителей, ибо погибнут в
армии, не хватит техников, трактористов, инженеров, агрономов. Они
полягут на войне, а прокуроров, а следователей хватит. Все целые и
здоровые, как медведи, и набили руку в холодной своей специальности.
Напрактикованы лучше немцев ещё с тридцать седьмого года.
14 августа 1942 г., Москва
С кем ни пробовал я из «руководящих» людей говорить на тему
народного учителя как главного де-факто виновника наших неудач – никто
со мной не соглашается. Это еще раз меня убеждает, что я не ошибаюсь.
Ведь если б они давно знали, что это так, то давным-давно упадок
воспитания был бы выправлен и забыт.
…Пусть задумаются хоть немножко, пусть злятся, лаются, только б не
молчали и не шептались по темным углам раздвоенной души.
Пройдет еще год войны. Страшнейший, кровавейший и голодный. Падет
немецкий фашизм, завоевав всю Европу и нас, аж до Кавказа.
Мир будет удивлен нашей силой, и крепостью, и героизмом.
И сами мы забудем свою страшную и бесстыдную бестолочь, и неумение, и
свои напрасные потери из-за дурости, темноты, сатрапства и подхалимства
лукавого, и, выперев грудь, на костях миллионов погубленных наших людей
будем верить, и хвастаться, и подводить под все выгодную диалектическую
причинную базу, и будет все у нас по-старому, ибо мы сами уже давно не
новы...
По книге:
Олександр Довженко.
Щоденник (1941–1956). –
Київ, 1995.
Перевод с украинского
Андрея РУСАКОВА
№ 31, 32, 1999