Психология осажденной крепости
Российское общество: между мечтой и реальностью
Сегодняшние газеты (речь идет о 1998 годе. – Ред.)
читать жутковато, слушать речи политиков тоже. Все о том же: Россия
потеряла себя, России навязывают чуждую систему ценностей, а между тем
русский народ хочет жить свойственным ему образом. Постоянно задается
вопрос: кто мы такие и кем должны быть, чтобы оставаться самими собой?
– иными словами, речь о нашей самоидентификации, о том, каков
«умственный и духовный строй народа».
В VI выпуске «Голосов из России» Герцен напечатал
«Письмо к издателю “Колокола”» (автор до сих пор неизвестен). Хочу
привести оттуда слова, по-чаадаевски сурово и жестко характеризующие
нашу ментальность: «Забота о будущем не в нашем духе; на словах готовы
мы взвалить на свои плечи хоть все человечество, будем говорить о
высокой честности с глазами в крови; на деле – боимся всякого труда,
всякой мысли, живем настоящей минутой; наш чиновник ворует, для того
чтоб покутить, купец мошенничает, чтоб сыну чин доставить, мужик
работает, чтоб пьяну напиться. Даже материальной заботы о будущем нет;
на того, кто об этом думает, в России показывают пальцем, он предмет
насмешек и неприязни».
Иными словами, мы видим невероятный, не свойственный, пожалуй, ни одной
другой культуре разрыв между мечтой и реальностью, ибо «мечта о
будущем» не есть «забота о будущем».
Ради мечты можно страдать и сражаться, быть винтиком и кирпичиком,
утешая себя мыслями об «общем деле», что «ради всех».
Забота требует самостоятельной деятельности, муравьиной хлопотливости в
построении собственного дома, труда на себя, что предполагает в
культуре независимую личность, которая так и не смогла выработаться в
общей массе российского народа, всегда трудившегося на «чужого»: на
татар, на казну, на царя, на бар, на партократию.
Неумение, непривычка строить сегодняшнюю жизнь приводит к желанию не
думать о перетекании сегодняшнего дела в завтрашнее (новый хозяин –
новые приказы), то есть в реальное будущее, а потому возникают мечты об
утопическом прыжке через время, где получат оправдание и сегодняшние
бессмысленные страдания, и нелепица жизни.
Такова российская «неевклидова математика», преодоление мира, где «все
противоречия вместе живут» (Достоевский), идея «единого мига» (так
подробно прослеженная у своих героев тем же Достоевским),
предполагающая добиться всего разом.
Так можем ли мы зажить по-другому? И вообще может ли меняться
ментальность? Попробуем порассуждать.
Что происходит в последние годы?
Многие сегодня жалуются: люди не думают о высоком, стали прагматиками.
Забыв о «светлом будущем», все хотят быть уверенными не в
послезавтрашнем, а в завтрашнем дне. Но пока по-прежнему живут
настоящей минутой. Слишком укоренен страх перед непредсказуемыми
действиями государства. Население растерянно, как больной после
гипнотического сна. К работе больше не принуждают, а по-другому еще
надо научиться. Поэтому в глазах агрессивность, безумие и тоска по
палке, заставлявшей что-то делать. Личность другого все так же ничто.
Без палки кажется, что «все дозволено». От реализма западных людей мы
еще весьма далеки.
И вместе с тем растет поколение, которое не связывает свои надежды на
устроение жизни с государством, полагаясь прежде всего на личные
усилия, ум, талант, умение и ловкость. Оно жаждет независимости, но что
из него получится – Бог весть!
№ 114, 1998