Герои, шуты и вольные люди, или Какую судьбу мы выбираем
Многочисленные попытки реформ в России оканчивались крахом, потому что реформаторы не учитывали реальной природы человека. Но что же такое русский характер?
Герои и шуты
Монгольское нашествие, как родовая травма, предопределило
окончательный образ русского человека. И дело не только в том, что в
кровь нашу добавилась совершенно чуждая нам, оседлым земледельцам,
кровь кочевых народов весьма далекого от нас происхождения, но и в
деформации фундаментальных основ нашей жизни.
Столетия монгольского ига в конце концов воплотились в двух весьма
своеобразных русских типах: во-первых, в людях, пытающихся
противостоять унижению и грабежам баскаков прямым сопротивлением,
во-вторых, в людях, пытающихся перехитрить чужую им власть напускной
глупостью. Короче, противостоять поработителям можно было либо идя на
смерть, либо придуриваясь. Так на столетия русские земли стали
заповедным краем «дураков и героев», и эти чисто русские типы в
преображенном виде преобладают в России и по сей день.
В конце концов, конечно, прежде всего благодаря усилиям «героев» монгольская
империя, которая, кстати сказать, один к одному воспроизводит
Российскую империю или доброй памяти Советский Союз, была побеждена, но
не для того, чтобы воспроизвести прежнюю самодеятельную жизнь
домонгольской Руси. Этому противодействовали как военно-стратегические
условия жизни на переломе двух континентов, так и сложившееся еще в
монгольские времена представление о том, каким должно быть государство.
Государство было и осталось великой надчеловеческой силой,
предназначенной собирать налоги со своих подданных для решения неких
особых высоких задач. Для жизненных забот реального человека такое
государство было в лучшем случае бесполезно, его оправдание состояло не
в обыденной пользе, а в величии.
Советская власть потому и утвердилась на наших просторах, что вполне
органично смогла опереться на эти традиционные русские типы вроде
Нагульновых и дедов Щукарей. Союз этих двух типов, собственно, и
сформировавшийся в ответ на перманентную внешнюю опасность, извне
совершенно непобедим, но он и совершенно непродуктивен и может жить
только вводя в оборот все новые и новые даровые ресурсы: то ли в виде
прирастания новых земель и новых поборов, то ли в виде грабежа того,
что накоплено другими, то ли в виде хищнического разбазаривания
природных ископаемых. И рухнул этот союз вовсе не из-за чьих-то козней,
а из-за начавшегося внутреннего перерождения и сомнений,
воспоследовавших, в общем, из-за того, что в запасах нашего дарового и
несметного богатства стало просматриваться дно.
Вольные люди
Однако для тех преобразований, которые мы с вами сейчас
затеяли, оба эти типа, несмотря на начавшийся процесс их перерождения,
совершенно не подходят. И наше начинание, по-видимому, можно было бы
считать совсем безнадежным, если бы русский народ этими двумя типами и
исчерпывался. К счастью, дело обстоит не так. Издревле, еще с
домонгольских времен, на Руси был, а в некоторых местах превращался и в
ведущий, тип самодеятельного упрямца, желающего до всего дойти своим
умом и быть счастливым на свой манер. Тип этот оказывался необычайно
жизнестойким, именно им во многом были заложены основы материальных и
духовных богатств русского народа.
Монгольская и далее своя собственная империя безжалостно давили этих
людей, желающих и, самое главное, умеющих быть счастливыми на свой лад,
без благодеяний центра. Именно эти люди дали раскол и старообрядчество
– своеобразный вариант православного протестантизма. Но когда выпадали
послабления, из этой упрямой и трудолюбивой среды быстро прорастал
русский капитализм, с какими-то странными рецидивами соборной
справедливости, но вполне жизнеспособный, сколачивающий огромные
состояния. Из этой среды в принципе происходит и наше русское земство,
этакий интеллигентский вариант старообрядчества, который нешумно и
весьма продуктивно укреплял нашу духовную и общественную жизнь в
провинции. В этом же ряду стоит и русское кулачество, которое так
ненавидели и «герои», и «дураки» и которое в краткий период нэповской
оттепели завалило продуктами российские рынки без всякого импорта.
Советская власть вырвала мироедов с корнем, и с тех пор мы при наших-то
просторах так и не можем себя прокормить.
Так вот, если эта традиция, самая древняя и самая живучая, еще не
вытоптана, мы не пропадем. По мере того как герои, поддерживаемые
люмпенизированными «дураками», будут терпеть поражение за поражением в
претенциозном устремлении возродить Великую Россию (в который-то раз и
какой кровью!), на арену должны выходить другие люди, которые,
избавившись от намерения дать счастье всему человечеству, смогут просто
вовлечь в дело конкретных живых людей вокруг них.
№ 29, 1996