«Ум человеческий не пророк, а угадчик»
Беседа с одним из крупнейших ученых XX века, автором замечательных книг о русской литературе и фундаментальных культурологических трудов. Это интервью, данное Г.Глушковской в 1993 году, оказалось последним в жизни Ю.Лотмана
– Юрий
Михайлович, шестидесятые годы в сознании нашего поколения связаны с
оттепелью. Но, в общем, для интеллигенции это было уже нелегкое время...
– Легкого времени нет. Как писал Карамзин, что хорошо для дурачков... –
это поздний Карамзин, его интонация – ...что хорошо для дурачков,
недурно и для воришек, а нам-то, князь, что?.. Человеку, который
мыслит, и человеку, который имеет совесть, не может быть и не будет
легко. Он все время находится, с одной стороны, под властью сомнений, а
с другой – под властью раскаяния. И он не ищет виноватых с подтекстом:
а я-то прав... Тот же Карамзин писал про разницу между умными и
глупыми. Это в стихах, но я перескажу их в прозе. Умник полон
недовольства собой, а дурак думает: меня ли не любить? Конечно, за
многое многих можно обвинять, но начинать надо с себя. Если же люди,
обвиняющие кого-то, предполагают, что сами они только жертвы и сами они
абсолютно правы, о чем с ними говорить? Они останутся такими всегда, у
них никогда не будет болеть совесть, потому что они жертвы. Им что-то
недодали. Они не будут мучиться собственной глупостью, потому что
считают себя умными, они не будут мучиться чужими страданиями, потому
что считают, что страдают больше других.
– Юрий Михайлович, в
работе о роли случайных факторов в истории культуры вы приводите
гениальную пушкинскую фразу. Не говорите: иначе нельзя было быть... Ум
человеческий не пророк...
– Ум человеческий не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей, но
невозможно ему предвидеть случай.
– Сейчас все берутся
пророчествовать и предсказывать, предопределяя не только события, но
даже исторические лица. Может быть, в самом деле наука вышла на тот
уровень, когда именно предвидение, предсказуемость, прогнозирование
будущего играют все большую роль? А исходные данные позволяют вам,
например, как ученому судить с большей вероятностью о характере
грядущего времени, культуры?
– Один крупный ученый сказал в свое время, что наука идет не от
непонятного к понятному, а от понятного к непонятному. Пока мы
находимся в донаучном состоянии, нам все понятно, а первый признак
науки – непонимание. Один хороший учитель рисовал на доске мелом
маленький круг. Внутри его он писал – «знание», а за его пределами –
«незнание». Он говорил ученикам: «Смотрите, какое маленькое
пространство – знание, зато как мало оно соприкасается с незнанием...»
Потом он рисовал большой круг, писал внутри – «знание», снаружи –
«незнание» и говорил: «Увеличив пространство знания, мы тем самым
увеличили наше соприкосновение с незнанием». Чем больше я знаю, тем
больше я не знаю. И это, между прочим, та черта, к которой хорошая
школа должна подвести ученика в конце. Если высшее образование хорошее,
а не повторение средней школы, то в конце концов оно вызывает у
человека шок. Потому что из области, где он узнавал истины, он
переходит в область, где узнает сомнения. И чем больше человек знает,
тем больше он сомневается. И это уже область не только науки, не только
искусства, но и область культуры в целом, в том числе и политики...
Когда мы видим политика, который точно знает, что надо делать, который
не сомневается, то в лучшем случае это глупый политик, а в худшем –
опасный. Конечно, политика такая область, где сомневаться нелегко, но
это и есть реальная основа демократии. Главный принцип демократии ведь
не в том, что все позволительно говорить одному и сто одному человеку,
а в том, что от безусловной истины, бесспорной и несомненной, мы
переходим к праву на сомнение, к представлению об ограниченности своего
знания и о несовершенстве своих самых, казалось бы, правильных идей. И
нам нужен другой человек. Не потому, что он умнее, а просто потому, что
он другой. Приведу один пример. Я, видите ли, в жизни имел разные
профессии, в том числе был артиллеристом. И артиллеристом, между
прочим, неплохим...
– Кто бы подумал, Юрий
Михайлович?
– Что неплохим?.. Ну что вы! Я же всю войну прошел. Так вот,
предположим, у вас есть пушка, стреляющая по цели, которую она не
видит. Цель находится за горой. Перед вами гора, и ни черта не видно.
Что делать? И вы делаете простые вещи. Вы выносите один наблюдательный
пункт далеко влево, другой – далеко вправо и соединяете их рацией. Один
смотрит под одним углом, другой – под другим, а вы видите то, что
находится за горой. То есть вы меняете и таким образом расширяете свою
точку зрения. Разница позиций обеспечивает некоторый прорыв к истине.
Поэтому надо уважать чужое мнение за то, что оно – чужое. Не нужно
требовать, чтобы оно совпадало с моим, тогда оно мне абсолютно
неинтересно. Обычный ход ограниченности: мне нужно чужое мнение, если
оно подкрепит мое. Нет, мне нужен тот, кто со мною не соглашается...
Видите, от артиллерийской стрельбы мы переходим к демократии. Тот, кто
смотрит с другой точки зрения, видит то, что я не вижу, а я вижу то,
что он не видит.
То, что нас так много, компенсирует ограниченность ума каждого.
– По-моему, пока не
компенсирует, Юрий Михайлович...
– Все-таки компенсирует. И в этом – надежда! Конечно, когда мы
переходим от поиска истины к действию, нам необходимо некое единство.
А множественность необходима для мысли. И одно не должно
победить другое. Не знаю, вероятно, и в области политики то же... А уж
в области науки и культуры победа – самое опасное. Потому что она
всегда создает возможность и искушение подавить чужую точку зрения.
Заметьте, как в последней мировой войне вырвались вперед побежденные
страны. Потому что там распахнулось разнообразие идей и мнений, там
отступили назад бесспорные истины.
Человек живет множественностью, отсюда – ответственность, потому что из
множественности он должен сделать выбор. Если бы не было многообразия
путей, то какая же заслуга была бы в том, что мы можем выбрать именно
этот свой путь? Знаете немецкую поговорку: «Wer hat Wahl, hat auch
Qual» («Кто имеет выбор, тот имеет мучение»). И наоборот: кто имеет
мучение, тот имеет выбор. А выбор есть мысль, и ответственность, и
несчастье, и счастье. Вот в таком мире нам приходится жить. Проще
сделать его казармой или тюрьмой, или очень хорошим зоологическим
садом, где зверей будут кормить и гладить, но все за них решать.
Но все-таки жить нам надо в человеческом мире, который накладывает на
нас муки выбора, неизбежность ошибок, величайшую ответственность, но
зато дает и совесть, и гениальность, и все то, что делает человека
человеком…
№ 9, 1996