«Любовь не чувство, а парадоксальное состояние всех чувств»
Тем идеям, которые дает взрослый, ребенок начинает искать свою соразмерность
…Я не могу сказать, как лучше. Каждый должен говорить своим
языком. Но я убеждена: педагогика фольклорна. Фольклор нельзя передать
– его нужно перенять. У меня «Школа одной комнаты». Мы встречаемся со
студентами у меня в доме. В одной комнате.
…Фотографии с «дач» в Танаисе: ребенок ищет клад посередине реки. Нашел
бутылку, где было написано: «Шесть лун». Как можно сделать шесть лун?
Для этого надо взять студента по имени Дима с несколькими младшими
ребятами и попросить их повесить шесть огромных дынь на дереве.
…Что такое авантюрная педагогика? Чтобы поехать в лагерь, мои ребята
два месяца работали на раскопках Танаиса. Мы ездили полоть траву четыре
раза в неделю. И дорога за это время стоила бы в два раза больше всей
нашей зарплаты. Тогда я иду в управление железных дорог, но мне никто
не хочет подписать бумажку, чтобы эти 32 ребенка-школьника съездили и
попололи траву в Танаисе, а не болтались в городе. Бумажка нашлась.
…Тем идеям, которые дает взрослый, ребенок начинает искать свою
соразмерность. Устанавливается своя соразмерность вещей. И любимые вещи
оказываются огромными, нелюбимые – маленькими. Два дня дети рисовали
огромными свои любимые предметы и маленькими – нелюбимые. Самыми
огромными оказались кровать с парусом из занавески и почему-то шляпа,
чайник. А самым маленьким – умывальник.
…Наступает время единичных встреч. Школа теперь – страна, откуда нет
голоса. Те, кто там с детьми, не говорят об этих детях. Дети настолько
безграмотны в отношениях друг с другом, никто не учит слышать; они не
только не читают, но и не умеют слышать литературное слово. Я вижу, как
сейчас дети заменяют все больше слов звуками, мычанием, резкими жестами.
…Меня огорчает разделенность детского и взрослого мира. Мы со
студентами ведем уроки фантазии – импровизированные уроки с театром, с
декорациями, – часто тащим туда лошадей каких-то, какие-то фонарики;
большого льва нужно – достаешь большого льва и с ним идешь по улице. И
вот я стала замечать, что вид взрослых ребят, идущих по улицам с
большими яркими игрушками, вызывает раздражение взрослых. Настолько мир
механистичен, что живые проявления детства возмущают.
…Знаете, что я еще поняла? Для всего настоящего денег надо очень мало.
Когда меня спрашивают: «Что ты будешь делать, если у тебя будут большие
деньги?» – я говорю: «Куплю красок, бумаги. Еще тряпок на костюмы,
шерсти...» Все. Больше у меня фантазии ни на что не хватает. Для всего
настоящего денег нужно очень мало.
№ 120, 1997
Из интервью Марии Белиловской
Примечание от
редакции.
Работы Т.В.Бабушкиной собраны в книгу:
Бабушкина Т.В. Что хранится в карманах детства. – СПб., 2011 (3-е изд.).