Обида с детства
Тепличное воспитание – хорошо это или плохо?
Говорят: «Чем раньше ребенок поймет, что жизнь – это не сладкие пироги,
тем легче ему будет потом». А тех, кто пытается воспитывать мягко,
предостерегают: «Он же погибнет в наш жестокий век!» Так что же,
закручивать гайки как можно раньше? Или только добро и создает тот
стержень, который поможет выстоять в самых экстремальных ситуациях?
Недавно довелось подслушать необычный разговор. Впереди шла
женщина с мальчиком лет восьми и энергично за что-то его отчитывала.
Когда я поравнялась с ними, услышала голос ребенка:
– Вот скоро Оля пойдет в сад, тогда я буду заниматься лучше. Понимаешь,
мама, мне надо бывать одному хотя бы два часа в день. И тогда мои дела
пойдут на лад...
Мальчуган настаивал на своем, мама возмущалась нелепым желанием сына.
Мне захотелось поддержать мальчика, но категоричный тон женщины охладил
это желание. Я лишь подумала: «Господи! Помоги матери услышать своего
сына!»
За что дети любят учителей, мам, пап? А ведь бывает и так, что не
любят... Любят, наверное, за многое, непонятное и им самим. Так
случилось в нашей школьной жизни, что нравоучение, увещевание, укор, а
порой и унижение детей кажутся вполне достойными и действенными
средствами обретения к себе уважения. Нас тоже воспитывали, уличали,
прорабатывали, оберегали от ошибок. Миллионы выслушанных лекций,
окриков, казалось бы, за долгие годы должны были сотворить из нас
ангелов. Увы!
Наше пристрастие к разъяснению всего и вся поистине непостижимо. На
уроках литературы учитель считает необходимым разъяснить каждый
поступок героя, растолковать каждую строчку стихотворения, лишая
учеников эмоционального восприятия произведения. Я глубоко убеждена:
эмоциональная обедненность детей – главная причина многих бед. Но под
эмоциональностью я понимаю не крикливую раскованность, выплеск
притворной чувствительности, а обостренное восприятие окружающего мира.
Всего живого – прекрасного и безобразного.
Когда взрослые думают, что рассудочно-назойливая обработка школьника
спасет его от порока, – это непоправимая ошибка. Таинственное,
непонятное, непроясненное волнует душу не менее, чем прозрачное,
разъясненное, осмысленное.
Когда мне было пять лет, моя мама пожелала, чтобы я на елке выступила
со стихотворением Лермонтова «Молитва»:
В минуту жизни трудную // Теснится в сердце грусть, // Одну молитву
чудную // Твержу я наизусть...
Ничего не понимала я в этом стихотворении, но в памяти и чувствах оно
осталось как необыкновенное переживание, вознесшее душу над обыденным,
над повседневностью.
Да, у пятилетнего ребенка немало переживаний и обид на взрослых. Когда
я вижу маленького «пузыречка» в синтетическом комбинезончике
затырканным и лишенным возможности сесть у окошка трамвая или
троллейбуса, потому что взрослые придерживаются правила «надо закалять
с раннего детства», я думаю: не в эти ли минуты в душе ребенка вскипает
обида на взрослых, неверие в добро, а затем и ответная недоброта? Если
в памяти малышей взрослые «записываются» не иначе как в виде злодеев,
равнодушно лишающих их желанных мелочей, то в десять лет они сами уже
ни за что не уступят место даже старушке.
Общество встревожено вопросом, что же делать с подрастающим поколением,
как сохранить его морально здоровым. В эпоху глобальных перемен мы
просто на многое должны посмотреть с другой стороны, многое измерить
другим аршином, взглянуть на мир изнутри, приблизиться к целостному
восприятию главного смысла нашего существования, не мудрствуя лукаво
над отдельными обломками ранее стойких конструкций. И нравственное
мужание молодого поколения находится сейчас в прямой зависимости уже не
от агитационных способов воздействия, а от спроса и предложения в
системе ценностей. И педагогические постулаты могут обрести свою
действенность, если следовать закону: действие рождает соответствующее
противодействие. В народном выражении это звучит просто: как аукнется,
так и откликнется. Значит, главное – как аукнешь.
Человеком руководят глубинные, порой не осознанные импульсы, и каковы
они, такова и его нравственность. У человека с доброжелательной сутью
решения и действия регулируются изнутри добрыми чувствами. У
недоброжелательного – злобой, мстительностью, завистью, подлостью
независимо от интеллекта, образованности, обеспеченности. Безусловно,
воспитание в детях добрых чувств к миру – начало всех педагогических
начал.
Но система воспитания, опирающаяся на агитацию – мероприятия
на тему «добро», «честь, совесть, порядочность», «религия», –
несостоятельна. Более того, нередко она вызывает аллергию на словесную
эквилибристику во спасение души. Так, может быть, не зря мальчику
захотелось побыть одному. Хотя бы два часа...
№ 22, 1992