Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Учителя и ученики: дисциплина или достоинство?

Баум Э.

Океан неточностей

Таким видит мир вокруг себя гуманитарий. А что мы ему предлагаем?

К проблеме гуманитарности подвела меня чисто практическая, профессиональная задача. Некоторое время назад у меня в классе училась одна девочка. При не блестящих, но очень хороших способностях она имела (скажем так) проблемы с учебой. Хотя по всем педагогическим расчетам выходило, что такого быть не может. Коллеги сходились во мнениях: виной всему характер. Размышления над этим характером и привели к неожиданному выводу: при математическом складе ума девочка обладает… гуманитарной натурой. Формула была произнесена, но прошло около десяти лет, прежде чем я почувствовал себя готовым написать эту статью. Можно сказать, что до поры сама жизнь не давала достаточного материала для конечных выводов. Необходимо было проследить развитие судеб далеко за пределами школьной скамьи.
Итак, в результате десятилетних наблюдений я пришел к заключению, что среди всего многообразия людей можно выделить особый тип личности – гуманитарный. Даже простое знание этого факта, не осмысленное в каких-то приемлемых терминах, помогло мне в работе, в общении с учениками.
Словом, можно говорить теперь о структуре личности этого человеческого типа. В этой структуре я рассматриваю три составных элемента: гуманитарный способ мышления, гуманитарную натуру, гуманитарный образ жизни (стиль поведения).

Гуманитарный способ мышления

Обстоятельства сложились так, что я более десяти лет работаю в школе с углубленным изучением математики. Многолетнее общение с учениками математических классов убедило, что такие классы – при существующей системе отбора – примерно на треть состоят из детей, которых с различной степенью уверенности можно отнести к гуманитарному типу личности. Вместе с тем сравнение гуманитариев с иным типом (условно называю его «инженерным») помогло лучше понять особенности гуманитарного мышления.
Основной принцип гуманитарного мышления – толерантность. Хочу пояснить свою мысль таким примером. Формально-логическое мышление утверждает: если А равно В, а В равно С, то А равно С. Гуманитарий же убежден, что если А равно В, а В равно С, то А может быть равно С, а может быть не равно.
В сжатом виде я формулирую различие между формальной и гуманитарной мыслью так. Человек с инженерным складом ума убежден, что всякая задача имеет только одно правильное решение (или строго определенное их число). Человек гуманитарного склада – если бы он мог сформулировать свою мысль – сказал бы, что некоторые задачи имеют неопределенное количество приблизительно верных решений.
Как видим, основные категории гуманитарного мышления – приблизительность и неопределенность. Практически особенности гуманитарного мышления ярко высвечиваются при их столкновении с математическим мышлением. Совсем недавно у меня в самом начале урока литературы ученик (весьма выраженный негуманитарий) тяжко вздохнул:
– Какая тоска, опять целый урок будем о чем-то спорить, но так ни к чему и не придем.
Гуманитарная часть класса (кстати, математического) отреагировала на такую непосредственность веселым смехом, в котором слышалась известная доля превосходства. Эта-то часть класса уже привыкла и к зыбкой терминологии, и к размытости характеристик, и к бесконечному числу возможных трактовок литературных произведений, каждая из которых имеет свои обоснования.
Сфера деятельности гуманитарного разума – это океан неточностей, не­определенностей и приблизительностей, который и образуют наша жизнь, человеческое существование. Кажется, сама природа не терпит абсолютностей: абсолютной справедливости, абсолютной последовательности, а также абсолютной точности. Значит, должен был возникнуть и такой тип мышления, который чувствует себя спокойно и уверенно в этой безбрежности с размытыми очертаниями. Натура, которую я и называю гуманитарной.

Гуманитарная натура

Психологи утверждают, что состояние неопределенности отрицательно воздействует на психику, быстро изнашивает нервную систему. Смею утверждать, что это наблюдение не универсально. Напротив, гуманитарии – это люди, которые во многих жизненно важных ситуациях предпочитают именно состояние неопределенности. Особенности гуманитарной натуры во многом вытекают из специфики гуманитарного мышления. Рассмотрим эти особенности, выстроив их, если можно так сказать, по шкале «обязательности присутствия».
Любовь к неопределенности и понимание приблизительностей. Эта особенность натуры вытекает из типа мышления, о котором уже было сказано. Может быть, пояснения требует понимание приблизительностей. Это означает умение чутко уловить тот момент, когда стремление к точности и определенности начинает уводить в сторону от решения задачи, от познания.
Своеволие. Иначе говоря, внешний импульс, внешнее побуждение к деятельности имеют неизмеримо меньшее значение для гуманитария, чем побуждение внутреннее. «Надо» в борьбе с «хочется» всегда проигрывает в душе такого человека.
Сильно выраженное женское начало. Надо сказать, что мужское и женское начала присутствуют в той или иной пропорции в любой личности. Говоря о преобладании женского начала в личности, я не имею в виду женоподобных мужчин. Они так же неприятны, как и мужеподобные женщины.
Хорошую иллюстрацию к этому наблюдению находим в повести Гоголя «Тарас Бульба», где Остап обладает сильно выраженным мужским началом, а Андрий – женским. И в то же время оба – замечательные бойцы. Правда, каждый по-своему.
Кстати будет заметить, что выраженное женское начало – одна из причин, почему мальчики неохотно идут в гуманитарные классы: отбор происходит в тот период жизни подростка, когда для него важно подчеркнуть свои мужественные черты и замаскировать женственность.
Лень как проявление любви к dolce far niente, то есть к тому особенному состоянию души, когда в человеке осуществляется громадная духовная работа. Кажется, Гёте принадлежат слова, что есть люди, к которым культура приходит во сне. Нечто подобное происходит и с гуманитарной личностью. Человек, казалось бы, лежит и созерцает потолок, а в это время в его сознании проносятся миры…
Совершенно несомненно, что состояние dolce far niente необходимо гуманитарной личности по крайней мере не менее, чем корпение над книгами. В этот момент происходит осмысление сведений и впечатлений, приобретение ими специфически гуманитарной формы.
Резкие, размашистые колебания эмоциональных состояний непосредственно связаны с выраженным женским началом. Ее, эту черту, особенно важно учитывать при работе классным руководителем в гуманитарных спецклассах.
Острый, жгучий интерес к другому, к тому, кто «не я», проявляется в стремлении к общению, к неформальному контакту, к постоянному обмену мнениями при избыточной откровенности.
Таковы важнейшие, на мой взгляд, черты гуманитарной натуры. Надо ли говорить о том, что у конкретных людей эти черты перемешаны в самых разнообразных соотношениях? Все они в той или иной мере влияют на стиль поведения гуманитария.

Стиль поведения гуманитария

Самой трудной проблемой, возникающей при формировании гуманитарных спецклассов, остается проблема отбора. Пока чаще всего мы действуем по принципу: «Читать любишь? – Люблю! – Ну, иди к нам!» (Что-то вроде того, как принимали казаков в Запорожскую Сечь у того же Гоголя. А если кандидат в гуманитарии еще и задачки по алгебре решать не умеет – тогда точно свой!)
Но предположим, что на основании каких-то действенных методик нам удалось сформировать гуманитарный спецкласс. И что же мы получили? Класс своевольных, гиперэмоциональных, по видимости – ленивых учеников. Мы получили класс капризных, крайне необязательных, неисполнительных детей с чересчур завышенной или заниженной самооценкой. У них будут вечные проблемы с учебой, причем не только по естественно-научным дисциплинам. К тому же эти дети слишком рано стремятся познать жизнь в самых разнообразных ее проявлениях…
Кто рискнет пойти в такой класс и взять на себя заботы его классного руководителя? В связи с этим вспоминается замечание директора одной из петербургских школ, заявившего, что он допускает существование класса любой ориентации, кроме гуманитарной.
И самое главное – результаты на вступительных экзаменах в вузы у учеников гуманитарных классов заметно ниже, чем из математических. Гуманитарий же предпочитает выяснять свои отношения с жизнью, нежели учиться в университете. Да и в самом деле, не всем же становиться филологами…
Конечно же я окарикатурил картину, намеренно усугубил отрицательные черты, присущие гуманитариям. Признаюсь, я люблю такой тип личности. Сочувствую гуманитариям, видя у многих из них плохую приспособленность к деловой жизни, столь необходимую в наш прагматичный век. Насмешками, если не издевательствами сопровождаются их школьные годы. Окружающие смотрят на них с удивлением, а то и с осуждением.
Далее я мог бы ограничиться замечанием: поскольку, мол, существует специфический гуманитарный тип личности, то не мешало бы этот факт учитывать при создании специализированных учебных заведений, формировании соответствующих программ. Ведь если мы хотим, чтобы в школе учитывалась личность ребенка, неплохо было бы для начала научиться ее распознавать.
Но тогда дело выглядело бы таким образом, словно гуманитарии – это дети с какими-то существенными отклонениями от нормы, требующие к себе повышенного внимания педагогов. Однако это не так. Ибо что есть норма – мы не знаем. Между тем гуманитарии обладают такими свойствами характера, которые делают их чрезвычайно полезными.
Гуманитарий не терпит необратимостей, поэтому слишком часто кажется нерешительным в поступках. Но именно ненависть к необратимостям заставляет гуманитариев ценить больше всего человеческую жизнь. Ибо смерть нельзя исправить, она создает предельно необратимую ситуацию.
Своевольная натура гуманитария сопротивляется насилию и, как правило, не допускает насилия над личностью другого. Мышление гуманитария плюралистично по самой природе. Думается, такой набор свойств при определенных внешних условиях существенно повышает общественную значимость личности гуманитарного типа. Современному политическому сознанию очень и очень недостает гуманитарной толерантности, умения остановиться перед необратимостью, категоричностью выводов.

Гуманитарная школа

Каким же должно быть среднее учебное заведение для гуманитариев? Какова его специфика? Разумеется, я могу предложить только основные принципы, не вдаваясь в сколько-нибудь подробную детализацию.
Главное, чтобы гуманитарии чувствовали себя там психологически достаточно комфортно.
Почему я ставлю вопрос именно о воспитании личности в гуманитарной школе? Воспитание гуманитария – это процесс развития лучших сторон его личности, о которых речь шла выше. С другой стороны, гуманитарий как никто другой нуждается в воспитании у него деловитости, обязательности, трудовой, в том числе исполнительской, дисциплины, точности, корректности в деловой сфере…
Таким образом, гуманитарное образование – меньше всего подготовка, скажем, будущих филологов, которых на самом деле обществу нужно не так уж много. Гуманитарный человек – это человек высокой культуры, с правильной системой ценностных представлений. С хорошо развитым эстетическим вкусом. Он в ладах  со своим языком, владеет и чужими. В высокой степени контактен, обращен к другим людям, понимает их. Так что не только профессии, требующие высшего образования, но и вся сфера услуг – поле профессиональной деятельности гуманитариев.
 Я надеюсь, что читатель, одолевший этот материал, согласится с автором, что хорошо поставленное гуманитарное образование – залог будущей высокой культуры общества в целом.

№ 15, 1993

Рейтинг@Mail.ru