Ошибка как норма вероятностного образования
Основной принцип вероятностной модели образования – внимание к тому, что происходит с детьми здесь и теперь, а также отказ от заранее составленного плана, по которому должны развивать свои способности дети
В классе вероятностного образования ребенок осваивает какую-то
проблему. Здесь учитель намеренно создает паузу, иногда в несколько
месяцев, на протяжении которой он не возвращается к проблеме, не дает
никаких специальных заданий по теме. Такая пауза завершается тем, что
дети, возвращаясь к теме спустя продолжительное время, обнаруживают
резкий скачок в ее понимании.
С точки зрения логики традиционной школы это выглядит необъяснимым
парадоксом. Хорошо известно, что в большинстве случаев перерыв в
изучении какого-нибудь материала оборачивается «выветриванием»
понимания. Почему же в экспериментальной модели происходит иначе?
Все дело в том, что способ, с помощью которого ученик овладевает
знаниями в традиционной школе, создает эффект отчужденности этих знаний
от ученика. Эти знания выучиваются, но не соотносятся с его личным
опытом, с его индивидуальной картиной мира. Естественно, что в
традиционной школе без периодического повторения они легко забываются.
Если же в процессе работы в классе учителю удалось сделать проблему
личностно-окрашенной, то во время продолжительной паузы в сознании
ребенка будет неизбежно происходить активная внутренняя работа. Причем
эта работа может быть и не осознаваемой самим ребенком.
…Одно из условий возникновения у ребенка свободной письменной речи –
особое отношение детей к собственным ошибкам. Ребенок в традиционной
школе прежде всего стремится сделать как можно меньше ошибок, а
выражение собственно содержания своей мысли интересует его в последнюю
очередь. Для того чтобы выглядеть грамотным, он сокращает текст,
использует только хорошо знакомые слова и т.д. Ребенок выступает в роли
собственного беспощадного цензора, и в результате даже сама потребность
в создании письменных текстов исчезает, а к моменту окончания школы
остаются лишь единицы детей, чудом сохранивших способность и желание
создавать оригинальные тексты.
Поэтому, чтобы не убивать, а развить у детей способность к свободной
письменной речи, необходимо относиться к ошибке с уважением, не как к
преступлению, а как к одному из неизбежных следствий создания текстов,
как к свидетельству того, что человек делает нечто новое для себя, т.е.
идет процесс учения. Поняв это, можно относиться к ошибке свободно,
как... к ценности, как к критерию новизны своей работы. Единственно
верное отношение детей к ошибке – это спокойное ее осознание и поиск
правильного варианта.
Однако беда в том, что дети по своему внешкольному опыту уже знакомы со
страхом наказания за ошибку – например за ошибки в поведении.
Для того чтобы преодолеть этот барьер, в вероятностном образовании есть
свои приемы: отсутствие отметок, создание сверхценного отношения к
черновику, особая атмосфера восприятия ошибки как НОРМЫ. Ошибка – это
не предмет эмоционального возмущения, а предмет нормальной работы.
Однако оказывается, что создания такого рода отношения к ошибкам в
школе еще недостаточно, поскольку в дело вмешивается отношение
родителей. Почти всякий родитель, заглядывающий в тетради своего
ребенка, оказывается глубоко шокирован тем громадным, как ему кажется,
количеством грамматических, лексических, синтаксических ошибок,
которыми пестрят детские тетради. И естественно, что свое возмущение
увиденным он прежде всего стремится излить на голову собственного
ребенка. Причем потрясенный родитель уже не в состоянии оценить само
произведение, а ребенок, видя такую реакцию самых близких для него
людей, замыкается, и в нем вновь подавляется авторская активность.
Поэтому для успеха дела важно преодолеть отношение родителей к ошибке
как к катастрофе.
Причем, как показывает наш опыт, просто разъяснений, даже пространных и
многократных, оказывается недостаточно. На рациональном уровне многие
родители готовы согласиться с аргументами, но страх ошибки лежит в
самой глубине сознания, и преодолеть его можно только серьезно
пересмотрев некие фундаментальные представления. Но эта работа вполне
оправданна.
№ 76, 1996