Ершова Александра, Букатов Вячеслав
Темп и ритм урока
Ошибки ученика – шанс для работы учителя. Надо только этот шанс использовать
Спасительные препятствия
Парадоксальность соотношения темпа и ритма в театральном
искусстве хорошо известна. Представления человека о значительности цели
неизбежно связаны с его чуткостью к препятствиям. Чем больше
действующее лицо обнаруживает в окружающих обстоятельствах препятствий
на своем пути, тем значительнее цель, тем сложнее и интереснее
поведение героя. Столкновение с препятствием сдерживает скорость
(темп). Появляется ритм.
В педагогике наблюдается все та же парадоксальная зависимость интереса
от темпа и ритма.
Часто оказывается, что урок детям был интересен потому, что был
ритмичен. А ритм этот появляется, когда ученики сталкиваются с ошибками
своими или своих одноклассников. Не будь ошибок или предотврати учитель
столкновение с ними класса – и для учеников время урока казалось бы
растянутым до усыпляющей бесконечности.
Ошибки тормозят темп, задаваемый учителем. И когда учитель, уйдя в
светотеневую позицию, дает возможность самому классу обнаружить ошибки
и разобраться с ними, то на уроке как бы сам собой устанавливается
рабочий ритм, сплачивающий класс вокруг задания. А так как сплачивающий
ритм в отличие от заданного учителем темпа рождается самим сообществом
учеников, то он в полной мере соответствует их возрастным особенностям.
Поэтому они такие рабочие ритмы с готовностью поддерживают.
Волны и скалы импровизаций
Отметим то, что, подчиняясь магии ритма, способности учеников
начинают проявляться и раскрываться наиболее полно. Поэтому в дружной
коллективной работе класса отстающих, как правило, или не бывает вовсе,
или их число гораздо меньше, чем в работе, подчиненной только темпу,
задаваемому учителем, когда учитель на уроке торопится, боится, что не
успеет, а ученики изнывают от безделья.
И младшие, и средние, и старшие классы охотно покоряются живительной
магии ритма. Но в старших классах ученики реже оказываются в ситуации,
когда предлагаемый учителем темп можно перебивать ученическим
сплачивающим ритмом. Создание таких ситуаций требует от педагогов
несколько больших усилий (да и несколько других навыков), чем в
начальной школе. Кто этих «несколько больших усилий» сделать себе не
позволяет, тем представляется, что старшеклассники, в отличие от
малышей, менее податливы.
Если в педагогике наполненную ритмом работу рассматривать с позиции
сиюминутного, немедленного результата, то она действительно может
оставлять впечатление досадной незавершенности, незаконченности –
например, отсутствие отработки и шлифовки умений и навыков. Зато через
некоторое время оказывается, что в какой-то последующей работе
неожиданно обнаруживаются те самые умения и навыки, до закрепления
которых на уроках, казалось бы, дело так и не доходило.
Близкие цели преимущественно связаны с темпом, далекие – с ритмом.
Педагогический парадокс темпоритма заключается в том, что чем больше
учителя заняты скоростью прохождения программы, тем скучнее становится
ученикам на уроках, тем чаще многие из них начинают изнывать от
безделья. Каждый учитель в своих собственных ученических воспоминаниях
без труда найдет примеры изнуряюще нудных, затянутых уроков. Но эти
личные воспоминания у учителей обычно никак не соотносятся с их
собственной работой в школе. Поэтому случается, что педагог у доски,
как не очень хороший актер, пытаясь спасти урок от «затянутости»,
наращивает всего лишь скорость, темп. В результате он торопливо
«убегает» от опасности один, оставляя позади себя тоскливо зевающих,
засыпающих за партами учеников, многие из которых, пользуясь любым
поводом, выплескивают все свое презрение к школьному образованию.
Поэтому, когда учителя говорят, что им и так на уроках некогда, то мы
принимаем это как их невольное признание в собственном педагогическом
браке.
Учителя не любят отступать от программы, опасаясь, что не успеют ее
пройти. На самом же деле учитель отнюдь не стоит перед выбором – учить,
следуя программе или нарушая ее. Программа будет освоена в том случае,
если ученики на уроках сталкивались не с ней, а с различными
препятствиями для ее освоения. Препятствия же у каждого свои. И даже
самые типичные из них не могут быть включены в программу. Ведь тогда
они из живых ситуативных препятствий превращаются в рядовой
программный материал, которому, как и всякому другому, требуются
живые ритмы усвоения. А возникнуть они могут лишь при ситуационно
импровизируемом преодолении препятствий – импровизируемом и учителем,
и учениками, хотя и на разных уровнях, в разных сферах.
Из чего вырастает урок
Интересно, что известный режиссер-экспериментатор
В.Э.Мейерхольд, отмечая конфликтность ритма по отношению к темпу,
пояснял, что ритм – это умение соскочить с темпа и вскочить обратно.
Так же в педагогике дело обстоит и с программами, и со школьными
звонками, и с учительскими предрассудками.
Учителю начать импровизировать мешают псевдопедагогические установки,
штампы, профессиональные предрассудки. Ссылки на программу, дисциплину,
строгость администрации… Ученики же на уроках ни с того ни с сего
импровизировать тоже не начнут. Казалось бы, возникает замкнутый круг:
учителя не хотят или не смеют, а ученики не могут.
Но надежда разомкнуть этот круг была, есть и всегда будет. Размыкается
он у всех по-разному и как бы случайно.
Толчком к этому могут послужить личные воспоминания учителей о своем
ученичестве. Но воспоминания не столько радостные (радость
неповторима!), сколько негативные (известно, что из плохих учеников
чаще вырастают интересные учителя).
Собственный негативный ученический опыт помогает учителям вовремя
узнавать ситуации, когда ученики на уроке изнывают от тоски, и
сочувственно, входя в их положение, разрешать им двигаться. Когда
ученики перестают быть привязанными к своим столам и стульям,
импровизации возникают без специальных усилий с чьей-либо стороны.
Учителю остается только организовать работу вокруг каких-то
препятствий, чтобы ученическая инициативность, «зажатая»
организационными берегами, слилась в единый коллективный ритм учебной
работы. Организационно оформлять всплески ученической инициативности –
любому учителю по силам. Были бы «всплески».
Если «всплескам» мешают парты, то, казалось бы, – убрать их из класса
совсем! Если учителя заботятся только о программах, то – отменить их!
Но ни первого, ни второго, впадая в педагогический максимализм, делать
как раз и не следует. И парты, и программы как форма методической
помощи учителю возникли не случайно и давно апробированы школьной
практикой. Настолько давно, что изначальный их смысл для многих
оказался стертым привычной обыденностью.
В школе ничто не является абсолютным источником пользы. Все зависит от
ситуации и от профессионализма учителя. Ко всему нежелательному и
мешающему можно отнестись как к препятствию (внешнему или
внутреннему), преодоление которого позволит появиться живительному
ритму, без которого урок и для учителя, и для учеников становится
несносным театром.
Классическая школьная мизансцена – лицом к доске и в затылок друг другу
– великолепна, когда все ученики захвачены ритмом объяснения-лекции.
Но если они по какой-либо причине не «захвачены», то эта стандартная
мизансцена становится серьезным препятствием. Заранее уберем парты – и
одно из препятствий исчезнет, а для налаживания ритма это плохо. Он и
так «хромает», а тут еще и препятствие отсутствует! Не убирать надо, а
преодолевать. Преодолевая его во время урока с помощью достаточно
простых, даже примитивных приемов (например: попросить учеников быстро
раздвинуть парты, освободив центр класса), учитель может
восстанавливать, укреплять, обострять ритм или строить его заново. А
когда ритм появился, то захваченные им ученики с удовольствием вернут
парты на место, восстановив привычную школьную мизансцену, теперь
ставшую для соответствующей напряженной работы удобной и
предпочтительной.
№ 67, 1997
Примечание от
редакции.
О режиссуре школьного урока и социоигровой педагогике читайте, в
частности, в книгах:
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.
– М., 2010
(4-е изд.).
Букатов В.М. Секреты дидактических игр. Психология. Методика.
Дисциплина. – СПб., 2010 (2-е изд.).