За ночь до урока
Как подготовиться к открытию, которое сделают ваши ученики
Записывая домашнее задание, они хнычут: «Много как»… А вы в
это время злорадно думаете: ничего, вот знали бы вы, сколько у меня
этих, как их, подготовок…
Даже если ваш стаж исчисляется десятилетиями и вы знаете
тему, как дату собственного рождения, продумать урок все равно надо.
Стоит еще раз хотя бы мысленно раскидать, что к чему. Потому что классы
меняются, а тема остается. Ну и надо ли говорить, что нет таких уроков,
которые можно было бы прорепетировать дословно и поминутно.
Пытаясь определить жанр урока, помните, что он все равно будет нарушен.
Беседа, лекция, диалог, вопросы и ответы – в удачном уроке все это
сочетается порой самым невероятным образом. Поэтому главная подготовка
к уроку – это подбор интересных, ключевых для раскрытия темы фактов.
При самой гениальной методике урок будет неудачным, если в нем не
окажется нескольких моментов открытия, детского переживания и
удивления. Именно эти счастливые моменты и стоит заранее выстроить в
сюжет, а все остальное будет уже их оформлением.
Не нужно устраивать массированного опроса-обстрела по материалам
вчерашнего урока – дети предпочитают забыть вчерашнее знание, чтобы
поскорее встретиться с завтрашним. Совсем не обязательно строить новый
урок, строго опираясь на предыдущий, но важно тем или иным способом
возвращать детей в его контекст.
Мучительная проблема – хорошая методическая литература. Посоветовать
здесь можно только одно: используйте все, кроме старых методичек.
Конечно, страшный дефицит времени, но лучше потратить несколько
выходных на заблаговременный поиск нового материала, чем чувствовать
свою профессиональную беспомощность. И еще очень важно, чтобы вы не
выключались из общего информационного фона – телевидение, радио,
газеты, разговоры с коллегами; это даст вам если не новые факты, то
новые поводы для осмысления своего профессионального метода и концепции.
И еще: выстраивая урок, определите, чем будут заниматься на нем
ученики, которые создают вам особенно много проблем. Придумайте для них
специальные задания – доступные и занимательные, но будьте очень
деликатны, раздавая их.
№ 89, 1995