Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Учителя и ученики: дисциплина или достоинство?

Соколова А.

За ночь до урока

Как подготовиться к открытию, которое сделают ваши ученики

Записывая домашнее задание, они хнычут: «Много как»… А вы в это время злорадно думаете: ничего, вот знали бы вы, сколько у меня этих, как их, подготовок…
 Даже если ваш стаж исчисляется десятилетиями и вы знаете тему, как дату собственного рождения, продумать урок все равно надо.  
Стоит еще раз хотя бы мысленно раскидать, что к чему. Потому что классы меняются, а тема остается. Ну и надо ли говорить, что нет таких уроков, которые можно было бы прорепетировать дословно и поминутно.
Пытаясь определить жанр урока, помните, что он все равно будет нарушен. Беседа, лекция, диалог, вопросы и ответы – в удачном уроке все это сочетается порой самым невероятным образом. Поэтому главная подготовка к уроку – это подбор интересных, ключевых для раскрытия темы фактов.
При самой гениальной методике урок будет неудачным, если в нем не окажется нескольких моментов открытия, детского переживания и удивления. Именно эти счастливые моменты и стоит заранее выстроить в сюжет, а все остальное будет уже их оформлением.
Не нужно устраивать массированного опроса-обстрела по материалам вчерашнего урока – дети предпочитают забыть вчерашнее знание, чтобы поскорее встретиться с завтрашним. Совсем не обязательно строить новый урок, строго опираясь на предыдущий, но важно тем или иным способом возвращать детей в его контекст.
Мучительная проблема – хорошая методическая литература. Посоветовать здесь можно только одно: используйте все, кроме старых методичек. Конечно, страшный дефицит времени, но лучше потратить несколько выходных на заблаговременный поиск нового материала, чем чувствовать свою профессиональную беспомощность. И еще очень важно, чтобы вы не выключались из общего информационного фона – телевидение, радио, газеты, разговоры с коллегами; это даст вам если не новые факты, то новые поводы для осмысления своего профессионального метода и концепции.
И еще: выстраивая урок, определите, чем будут заниматься на нем ученики, которые создают вам особенно много проблем. Придумайте для них специальные задания – доступные и занимательные, но будьте очень деликатны, раздавая их.

№ 89, 1995

Рейтинг@Mail.ru