Правила мирной жизни
Советы начинающему учителю: как наладить контакт с новым коллективом
Вхождение в новый – а для вас первый учительский коллектив –
необыкновенно важный момент. Ваше бесконфликтное существование в нем –
один из залогов будущего рабочего комфорта. Поэтому позволим себе
несколько рекомендаций.Очень важно, чтобы вы пришли с ощущением
равности. Не «помогите мне, я абсолютно ничего не знаю и не умею», а «я
не хуже и не лучше вас, просто у меня мало опыта, и я готов учиться у
вас» – такова оптимальная позиция. В коллективе новичков встречают
обычно приветливо, но активно обсуждают их будущую роль: неумеха,
которого придется натаскивать? сам себе на уме? умник, презирающий
авторитеты? Ведите себя спокойно и естественно, будьте контактны и
общительны (но не болтливы)! Охотно спрашивайте совета – насчет своего
предмета, школьного устройства, правил и обычаев, но ради Бога не
влезайте в интриги и конфликты. Не обсуждайте одних учителей с другими
– старожилы разберутся сами, а вы окажетесь посередине... Школьный
коллектив вовсе не тихая заводь и не дружная семья единомышленников
(такое бывает, но в редких счастливых случаях).
Не исключено, что вы, сами того не зная, перебежали кому-то дорогу:
заняли место чьей-то дочери или знакомой, получили хороший кабинет, на
который кто-то претендовал еще с прошлого года, или, наоборот, классное
руководство в самом трудном классе, предназначавшееся вам, в последний
момент перешло к кому-то, заслужившему отдых...
В общем, вы чувствуете косые взгляды. Попробуйте объясниться, не
оправдываясь – оправдываться вам не в чем. В любом случае не идите на
конфликт, даже если вас на него провоцируют, и ни за что не апеллируйте
к администрации.
Конечно, у вас может сложиться компания среди коллег. Но постарайтесь,
чтобы компания не стала кланом, с кем-то враждующим.
Если вам не достались комплекты учебных пособий или, например, кодоскоп
– не обижайтесь и не качайте права: вам тут же напомнят, как после
войны делали чернила из золы. Договоритесь с коллегой, в кабинете
которого вы периодически будете все это одалживать.
Вам наверняка придется столкнуться с... ревностью. Некоторые педагоги
уверены, что их последователи (в одном и том же классе) ведут предмет
хуже, и активно интересуются у детей, что им в новой учительнице не
нравится. Объясните своей предшественнице, что дети любят ее, конечно,
больше и без конца о ней вспоминают. «И если бы не ваша подготовка, ее
высочайший уровень, я была бы просто растеряна». После этих
комплиментов подрывная работа в классе должна прекратиться.
В иных школах любят устраивать посиделки – с чаем, вареньями и
соленьями. Если вам все это глубоко противно или просто некогда,
времени жаль, говорить не о чем – один-два раза все-таки пересильте
себя и отметьтесь. Иначе долго не отделаетесь от репутации
высокомерного и недружественного субъекта.
Остальные правила – самые общие: не ябедничайте, не иронизируйте над
«отсталыми», не ленитесь, не заискивайте, не выскакивайте где не надо.
И вообще – не тяните одеяло на себя. Просто работайте.
№ 77, 1994