Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Учителя и ученики: дисциплина или достоинство?

Карина Марина

Правила мирной жизни

Советы начинающему учителю: как наладить контакт с новым коллективом

Вхождение в новый – а для вас первый учительский коллектив – необыкновенно важный момент. Ваше бесконфликтное существование в нем – один из залогов будущего рабочего комфорта. Поэтому позволим себе несколько рекомендаций.Очень важно, чтобы вы пришли с ощущением равности. Не «помогите мне, я абсолютно ничего не знаю и не умею», а «я не хуже и не лучше вас, просто у меня мало опыта, и я готов учиться у вас» – такова оптимальная позиция. В коллективе новичков встречают обычно приветливо, но активно обсуждают их будущую роль: неумеха, которого придется натаскивать? сам себе на уме? умник, презирающий авторитеты? Ведите себя спокойно и естественно, будьте контактны и общительны (но не болтливы)! Охотно спрашивайте совета – насчет своего предмета, школьного устройства, правил и обычаев, но ради Бога не влезайте в интриги и конфликты. Не обсуждайте одних учителей с другими – старожилы разберутся сами, а вы окажетесь посередине... Школьный коллектив вовсе не тихая заводь и не дружная семья единомышленников (такое бывает, но в редких счастливых случаях).
Не исключено, что вы, сами того не зная, перебежали кому-то дорогу: заняли место чьей-то дочери или знакомой, получили хороший кабинет, на который кто-то претендовал еще с прошлого года, или, наоборот, классное руководство в самом трудном классе, предназначавшееся вам, в последний момент перешло к кому-то, заслужившему отдых...
В общем, вы чувствуете косые взгляды. Попробуйте объясниться, не оправдываясь – оправдываться вам не в чем. В любом случае не идите на конфликт, даже если вас на него провоцируют, и ни за что не апеллируйте к администрации.
Конечно, у вас может сложиться компания среди коллег. Но постарайтесь, чтобы компания не стала кланом, с кем-то враждующим.
Если вам не достались комплекты учебных пособий или, например, кодоскоп – не обижайтесь и не качайте права: вам тут же напомнят, как после войны делали чернила из золы. Договоритесь с коллегой, в кабинете которого вы периодически будете все это одалживать.
Вам наверняка придется столкнуться с... ревностью. Некоторые педагоги уверены, что их последователи (в одном и том же классе) ведут предмет хуже, и активно интересуются у детей, что им в новой учительнице не нравится. Объясните своей предшественнице, что дети любят ее, конечно, больше и без конца о ней вспоминают. «И если бы не ваша подготовка, ее высочайший уровень, я была бы просто растеряна». После этих комплиментов подрывная работа в классе должна прекратиться.
В иных школах любят устраивать посиделки – с чаем, вареньями и соленьями. Если вам все это глубоко противно или просто некогда, времени жаль, говорить не о чем – один-два раза все-таки пересильте себя и отметьтесь. Иначе долго не отделаетесь от репутации высокомерного и недружественного субъекта.
Остальные правила – самые общие: не ябедничайте, не иронизируйте над «отсталыми», не ленитесь, не заискивайте, не выскакивайте где не надо. И вообще – не тяните одеяло на себя. Просто работайте.

№ 77, 1994

Рейтинг@Mail.ru