Ваш выход, учитель!
Замените «здравствуйте!» на «доброе утро!» – и первый урок пройдет лучше
– Тяжелее всего идти в школу утром в понедельник.
Ужасно не хочется... Но потом как-то втягиваешься.
– Когда любимый класс на первом уроке, настроение с утра
ого-го какое!
– Я живу рядом со школой и вечно опаздываю, как ни борюсь с
этим – ничего не получается.
– Никогда специально об этом не думала. Прихожу и все. Дни
разные, дети разные, я разная... Человек же я, не машина.
Действительно, часто ли задумывались мы о том, с чего и как начинается
наш классный день? Что такое школьное утро? Что такое утро учителя? Все
торопимся, суетимся, нервничаем – не до пустяков?
У каждого мастера свои премудрости, секреты, помогающие делу. Кто-то
придет в свой класс задолго до звонка, напишет на доске задание,
поправит занавески на окнах... Кто-то задержится в учительской,
поболтает о том о сем с коллегами, а со звонком бодро встанет и,
улыбаясь, войдет в класс...
Но начинается все еще раньше – с дороги. Евгений Николаевич Ильин
как-то заметил, что ключ к уроку он находит чаще всего, пока едет на
работу. Дорога, путь, движение помогают движению урока. Хотя внешне
ничего особенного не происходит – сидит себе человек в троллейбусе и
смотрит в окно.
Мне всегда интересен тот отрезок пути, что нужно пройти пешком. Уходит
на это минут пять–семь, но почему-то именно эти минуты кажутся самыми
важными в создании нужного настроения.
Если не встречаются знакомые, можно пообщаться с природой,
даже с неприметной городской – тоже помогает. Ты сосредоточиваешься на
самом себе, оставаясь открытым для окружающих. Состояние действенного
покоя, в котором нет места агрессии.
Вот и школа. У дверей дежурные. Конечно, здороваемся. Не всегда они
первыми – но не сердимся, не выкрикиваем гневно-ядовитое: «А где ваше
«здравствуйте»?!» Учитель не каратель. Попробуем поздороваться сами, по
возможности улыбаясь. Конечно, отвечают. Чаще виновато-смущенно.
У меня вообще с утренними приветствиями забавные истории происходили.
Например, ученики на выпускном вечере признались, что больше всего им
запомнилось, как я говорила всем «доброе утро». Не «здравствуйте», а
именно «доброе утро». Я сама никакого значения этому не придавала, а
они что-то особенное усмотрели. А в этом году я заметила двух маленьких
подружек класса эдак из второго, таких глазастых-бантастых, с розовыми
ладошками – здороваются со мной по нескольку раз в день. И не только со
мной. Тоже что-то упоительное в этом находят.
Говорят, профессия учителя сродни профессии артиста. И в этом,
наверное, есть доля истины. Разве уважающий себя артист не понимает,
как важно приготовиться к выходу на сцену? Не только текст роли
выучить, мизансцены запомнить или костюм подобрать, но и последние
минуты перед спектаклем прожить подобающим образом. Настроиться, а не
расстроиться.
Расстроить может многое. Завуч набросилась с необоснованными
обвинениями. Нет ключа от нужного кабинета. Неожиданно изменилось
расписание. Чья-то мама нажаловалась директору. Да мало ли что еще! Но
нужно держаться. К инструменту невежд подпускать не стоит. Как? Лучший
способ – отвлечь внимание, не отвечать на агрессию агрессией.
Действенный покой – вот что нам нужно. В общем, на провокацию
расстройства не поддаемся. С администрацией и родителями потолкуем
после уроков или спокойно выслушаем и... улыбнемся. Разговор с
оппонентом начнем примерно так: «На вашем месте я, наверное, подумала
бы так же. Но...»
Собственные опоздания – что с ними делать? Может, завести будильник на
десять минут пораньше? Или внушить себе, что уроки начинаются не в
восемь тридцать, а в восемь пятнадцать? Не знаю, как и быть, никогда не
жила рядом со своей школой, не выскакивала из дому за три минуты до
звонка...
А что делать, если на первом уроке встречаешься с трудным классом? Да
не паниковать, а радоваться надо – с самого трудного начинать
всегда лучше. Хуже, если тяжелый класс идет по расписанию последним. Но
это отдельная тема – как настраиваться, если усталость вот-вот одолеет.
Сегодня же мы рассуждали только о важности учительского утра, о
времени, которое определяет столь многое, в котором как в зеркале может
отразиться весь наш день. Кстати, Ильин, перед тем как отправиться на
первый урок, не забывает посмотреться в зеркало. Не потому, что склонен
к самолюбованию, а потому, что ответствен перед учениками. А то мало ли
кого вместо учителя детям предъявишь...
№ 20, 1994