«Научите нас понимать друг друга!»
Психологи утверждают, что современные старшеклассники сильно
отличаются от тех, кто учился в прошлые годы. Подрастает поколение
инопланетное, непонятное, неожиданное. Их агитировали за пепси, а они,
согласно опросам, на первое место ставят счастливую семейную жизнь. Им
хотят устроить чаепитие вместо классного часа, а они с него сбегают,
потому что некогда: учиться, говорят, надо… Какие им нужны учителя?
Какая школа? Иногда наши дети готовы откровенничать. Стоит только дать
им слово.
Лена Петрова,
16 лет
Предположим, мне дали шанс создать школьную программу по своему
усмотрению. Написать перечень предметов, рассказать о форме обучения.
Пусть это не покажется наивным, но я хочу изучать все. Я хочу, чтобы
мое образование было широким, общим, чтобы в любой момент я могла
перестроиться. Я люблю физику и математику, биологию и химию,
литературоведение и филологию… Абстрактные гуманитарные науки меня
привлекают больше, чем точные. Интереснее изучать детей, чем природу.
Но представление о математике, физике иметь необходимо. И изучать одну
из точных наук глубоко.
Необязательно, чтобы предметы, изучаемые в будущей школе, повторяли
обычный набор. Например, я бы хотела изучать логику, психологию,
журналистику, актерское мастерство и культуру Древней Индии. Интересные
были бы семинары по обсуждению литературы без программы и без
общепринятой точки зрения, когда ребята высказывали бы свое мнение и
слушали бы друг друга. Цель таких семинаров – научиться понимать друг
друга. Семинары по искусству: музыке, кино, живописи, скульптуре,
архитектуре. Их цель – получение нужной информации и общение. Наша
общеобразовательная школа – прежде всего школа жизни. Но почему-то для
приобретения жизненного опыта отведены только перемены. Пусть общение
учителя с учеником станет непринужденнее, пусть тема этого общения
будет определяться не названием предмета, а общей договоренностью. Во
многих школах единственное место для откровений – кабинет психолога.
Хочется, чтобы слушали и понимали не специально обученные психологи, а
люди, с которыми часто общаешься. Хочется уюта и доверия.
Но это все пожелания, а как же на деле будет происходить обучение по
столь разным предметам?
После поступления в школу ученик заполнит анкету, где отметит, какие
предметы и в какой форме он хочет изучать. Некоторые будут изучаться
углубленно, по нескольку часов в день. По другим – лекции, а потом
контрольные работы. Что-то будет преподаваться в игровой форме, что-то
– в форме семинаров. Выбор поможет учиться осмысленно и стать
по-настоящему эрудированными людьми.
Наташа Шарова, 16 лет
Я захотела понять человека, который в конфликтах оказывается на другой
стороне баррикад – я захотела понять учителя, своего классного
руководителя.
Вот ее монолог.
«В отношениях между людьми, как и в художественном произведении, есть
две составляющие: форма и содержание. Содержание – тайный смысл
общения, а форма – позиции людей по отношению друг к другу.
Основных позиций у всякого педагога две: учитель-друг и
учитель-начальник. В первой он строит отношения с учеником на доверии,
взаимопонимании; во второй рассчитывает на уважение, послушание,
переходящее в подчинение. Мне нужна любовь моих учеников. Я представляю
себе класс как семью: главное – взаимопомощь, взаимовыручка, участие.
Вы, мои ученики, большую часть жизни проводите в школе, пусть же
пребывание здесь будет вам приятно. Так я думала. И мне, и вам не
нравится обстановка в школе, но вы чаще всего пытаетесь отсюда убежать,
а я – ее изменить. Вы – моя вторая семья. Ваши лица я выхватываю из
толпы учеников. На уроках в вашем классе больше всего волнуюсь – боюсь
непонимания, критики. Мой идеал класса-семьи сталкивается с вашей
жесткой позицией: «Мы пришли учиться». Я-то понимаю, что в жизни
главное не знания, не навыки, но сам человек, его личность. Важна
внутренняя работа. Об этом я пыталась сказать вам. С некоторыми мне
удалось добиться взаимопонимания. Но когда осознала, что идиллии не
будет, в моей душе не стало прежнего порыва – лишь разочарование.
Какие вы? Вы яркие, оригинальные, талантливые. Поэтому вам иногда
бывает сложно вместе. Поэтому вы часто холодны и циничны, эгоистичны и
ироничны.
Некоторые учителя прячут свои чувства, некоторые не боятся их проявлять.
Я хотела сказать вашим родителям: давайте воспитывать детей вместе, но
и они считают, что вы пришли сюда только учиться. Вначале с их стороны
я ощущала такой же холод, как и с вашей. Помогать начали лишь в
одиннадцатом классе, когда поняли, что детство-то кончается. И мечты
уходят…
Вероятно, мне не удастся вас изменить, но, дорогие мои ученики, я
хотела бы вам помочь».
***
Хочу добавить пару слов от себя, автора интервью. Мое отношение к моей
учительнице изменилось после разговора. Я стала иначе к ней относиться
и прощать ошибки.
№ 13, 1999