Двойка за десятый и тройка за седьмой
Задумываемся ли мы о том, как старшеклассники влияют на младших ребят в школе?
...То, что старшие классы – своеобразное зеркало, отражающее
радости и печали школы в целом, понятно. Особенно если школа существует
долго и ребята учатся в ней все десять лет. Как бы там ни было, но
что-то в мироощущение своих выпускников она внесла. Можно сказать, что
ученики на выходе из школы ее... аттестуют. Всегда ли мы учитываем это?
Между тем даже отдельному учителю мнение старшеклассников о школе, о ее
уровне преподавания, о стиле общения в ее стенах может сослужить
неоценимую службу. Если, конечно, мнение это выслушать спокойно, не
обвиняя никого и себя не оправдывая.
На самом последнем уроке в одиннадцатом классе я запускаю маленькую
анкету с вопросами о своих уроках, о плюсах и минусах программы, о том,
что мешало и что помогало... Не раз выяснялось, что одни и те же
явления и обстоятельства воспринимались нами по-разному. Я-то думала –
хорошо, интересно, а им дискомфортно и скучно было. Но во многом мы и
единомышленники – отлично!
Впрочем, не менее значительную роль играют старшеклассники и помимо
этой – аттестационной, или зеркальной. Это роль ориентира и
катализатора в жизни ученического коллектива. Или, если угодно, –
законодателя.
Авторитет возраста для детей вещь реальная и непременная. «Ты когда
родился, в июле? А я в январе!» – победоносно заявляет десятилеточка
своему однокласснику, и тот сокрушенно молчит или мучительно выдает
контраргумент: «Зато у меня братан в 9 «Б»!» Хотим мы того или нет, а
старшие классы в любой школе – своеобразная элита.
Феномен воздействия детей разных возрастов друг на друга еще мало
изучен. Но сам факт этого воздействия безусловен.
Часто он говорит о себе тогда, когда появляются какие-то модные,
популярные в ребячьей среде настроения и привычки. Полшколы то украшает
себя немыслимым числом всевозможных значков, то считает правилом
хорошего тона обязательно опаздывать на каждый урок минут на
пять–десять. Или жестоко издевается над тем, кто почему-либо попал в
школьные изгои...
Да-да, и дедовщина бытует там, где именно у старших в чести насилие.
Но есть примеры противоположные. В школах с гуманным микроклиматом
старшие классы с удовольствием придумывают веселые и умные праздники,
ведут уроки у малышей, подменяя заболевших учителей, выпускают журналы
и газеты...
Кстати, о газетах. В моей педагогической копилке хранится история о
том, как газета стала признаком хорошей ученической жизни для средней
школы. У меня был очень трудный класс: две трети ребят с переломанными
судьбами, запущенные, как и водится в таких случаях, в обучении. Школу
же только-только открыли, и мой восьмой (тогда еще была не
одиннадцати-, а десятилетка) оказался в числе старших классов.
Естественно, мне чисто по-человечески хотелось как-то отогреть эту
детвору, и поэтому приходилось засиживаться в своем кабинете до вечера.
Получилась своеобразная продленка: тут учили уроки, бренчали на
гитарах, исповедовались в грехах, просто болтали о том о сем. Потом
как-то незаметно родилась газета. Она выходила не слишком регулярно, и
делали ее каждый раз разные люди, но зато читалась она так жадно, что
мне порой не верилось в наше авторство. Причем читала ее вся средняя
школа – на переменах к нашему кабинету стекались толпы, как на хорошую
художественную выставку. Пришлось вывешивать газету в коридоре.
А еще через какое-то время началась настоящая газетная эпидемия –
ученики чуть ли не всех классов требовали от своих руководителей, чтобы
и у них были газеты. И в дальнейшем любые затеи нашего класса
воспринимались как сигнал тотальной боевой готовности.
Расскажу и другую удивительную историю. Однажды у меня был последний по
расписанию урок русского в десятом. Дело двигалось к маю, был яркий
солнечный день. Чтобы легче дышалось, я открыла дверь кабинета. А за
ней обнаружила Генку – общешкольное наше горюшко из седьмого. Коллега
моя, словесница, минут пять назад, не в силах больше терпеть его
выходки, выставила в коридор эту достопримечательность (нисколько,
впрочем, коллегу за то не осуждаю: Генка обитал не в самом
благополучном классе, потому выходки его устранить исключительной
мягкостью и тактичностью было бы невозможно). Я поинтересовалась
все-таки (больше для того, чтобы как-то развеселить и его, и себя):
«Выгнали?» Хмыкнул в ответ: «Угу». А через несколько секунд вдруг
совсем иным тоном добавил: «У вас десятый, да? Можно у вас посидеть?..
Ну пожалуйста! Я тихо-тихо!..»
В общем, он стал к нам захаживать. Действительно, сидел тихо, никому не
мешал. Десятиклассники мои сначала над ним посмеивались, потом
привыкли, стали даже как будто опекать. Как-то он оказался на
диктанте... и сдал свою тетрадь вместе со всеми. Разумеется, ошибок там
было раз в пять больше положенного. Пришлось мне схитрить, выставила
две оценки: двойку за десятый и тройку за седьмой. До сих пор помню, с
каким торжеством дневник свой, подальше запрятанный, вытаскивал, долго
заполнял за всю неделю, мне протягивал.
Закончилось же все дело тем, что удалось примирить Генку с его
учительницей по русскому и вернуть в родной класс. Я ему как бы по
секрету рассказывала, какая она замечательная, его учительница, и умеет
даже такое, чего я не умею. Потом устроила так, что она попала ко мне
на урок в тот момент, когда и он там был; пришлось им за одной партой
сидеть, и она ему помогала и что-то подсказывала...
Несколько раз я была свидетельницей того, как менялась школьная
атмосфера, потому что менялась жизнь старшеклассников. Происходило это
не вдруг, не сразу – как и во всех педагогических делах, тут нужно быть
терпеливым.
Есть и еще одно важное обстоятельство: именно старшеклассники
определяют, равнодушны к ним взрослые или нет. И когда молва об
учителях в этом смысле добрая – все встает на свои места. Здесь
существенны даже не какие-то особенные дела, а само отношение к
человеку, которое прочитывается во всевозможных деталях школьного быта.
Конечно, идет и как бы встречное движение – от младших к старшим. Кто
не знает, что основы школьного мироздания закладываются еще у
первоклассников? Но основы эти подвергаются серьезнейшим испытаниям в
средней школе – тоже всем хорошо известно. Поэтому движение сверху
вниз, от старшего возраста к младшему, должно быть предметом серьезного
внимания и анализа в педагогическом коллективе.
Так же как в начальных классах, в старших нужно побольше
педагогов-мастеров. Так же как начальные классы, старшие – государство
в государстве. Там, где об этом забывают или не подозревают, беды
следуют одна за другой.
Может, вместо бесконечного пережевывания процентной каши обсудить на
педсовете, что такое наши старшеклассники?
№ 56, 1995