Отказаться от дуэли
К нам в класс перевели ребенка, которого боятся все
…Однажды – как правило, почему-то в середине года – в вашем
классе появляется так называемый проблемный (трудный) ученик –
«инфан-террибль» микрорайона. Ваши коллеги отказываются с ним работать,
ибо количество сорванных уроков превышает допустимое.
Таких детей перекидывают из класса в класс, из школы в школу. Школа
мечтает только том, чтобы он ее покинул. Из проказника и шкодника
(начальные классы) вырастает Мальчик (а иногда и Девочка), Которого Все
Боятся – от одноклассников до директора. Ваш благополучный класс сразу
получает такую ложку дегтя, что в одночасье перестает считаться
благополучным и становится как все. Как говорится, в классе не без
хулигана. Родители умоляют не сажать с ним своих детей, учителя
сочувственно кивают вам головой: достался подарочек. Вы уже не можете
вести уроки в привычной интонации: либо вы работаете на класс, либо на
него; и третьего, казалось бы, не дано.
Что здесь можно посоветовать?
Сразу откажитесь от мысли о жестких рукавицах, в которые вы его
возьмете с первых же уроков. Не пугайте детей: а вот к нам придет
такое… Но и не надейтесь, что нежеланный новичок примет стиль и
традиции вашего класса, легко впишется в его атмосферу только потому,
что она хорошая, свободная и добрая.
Как правило, сложные дети успешно исполняют когда-то случайно
навязанную им роль (приговор, кличку, репутацию). Мучительные поиски
индивидуального подхода к ним терпят фиаско, обычно из-за того, что эта
особенность всячески подчеркивается.
Другая распространенная ошибка: не хочешь – заставим! Перманентная
дуэль между учеником и учителем – зрелище захватывающее (хотя иногда и
вынужденное), и дети наблюдают за ней не без спортивного азарта: кто
кого?
Примите нового ученика приветливо. Постарайтесь вести себя с ним так,
словно за ним не стоит никакого скандального прошлого – ровно, весело,
доброжелательно. Главное, чтобы ребенок не чувствовал вашего
напряжения, за которым он может предположить в зависимости от ситуации
вашу агрессию или подхалимаж.
Такие дети привыкли к пафосным, патетическим интонациям учителя –
постарайтесь их избежать.
Ваш класс – не исправительная площадка. Если и произойдут какие-то
позитивные сдвиги в сознании и поведении проблемного ребенка, то не
сразу, не скоро, не громко. Для начала возьмите на вооружение некоторые
общие принципы общения с такими детьми:
даже в состоянии сильного раздражения не позволяйте себе напоминать ему
о том, в чем он провинился где-то, когда-то и без вас;
не ленитесь говорить ему комплименты по самому дежурному поводу,
хвалите его родителям;
разбирая конфликтные ситуации (к сожалению, неизбежные), относитесь к
нему так же, как к любому другому своему ученику;
ставьте ему двойку, если он ее заслуживает, но ставьте пятерку, если он
заслуживает четверку;
защищайте его перед другими учителями, потому что кроме вас – некому.
Отчитать его успеете наедине.
Примите этого ребенка не как крест, но как новое профессиональное
приключение своей жизни и всячески подчеркивайте, что расставаться вы с
ним не собираетесь. Хочешь не хочешь, дружок, а придется жить мирно…
№ 22, 1996