Глубокое погружение
Большинство детей в школе на первое место ставят общение, а большинство учителей – учение
Что важнее для детей в вашем классе – общение или учение? Что
важнее для вас самих? Все мы в школе сталкиваемся и с тем и с другим.
Чудный вопрос учителя ленивому ученику: «Ты сюда пришел учиться, и
что?..» И не менее чудное мнение, что ленивые и неспособные приходят в
школу, чтобы общаться и балдеть, а умные и способные – чтобы
действительно учиться. Ну что ж! В этом что-то есть... Ведь та малая
часть учителей, которая на первое место поставит общение, легко найдет
общий язык с большей частью учеников, и скорее всего именно они
совместно придумают интересные формы общения, досуга, зато большая
часть учителей, выбирающих основным занятием учение, быстрее установит
контакт с направленными на то же самое учениками. Все нормально. Ведь
каждый ребенок хочет где-то выразить себя и делает это там, где у него
получается лучше. Присмотритесь, и вы увидите, что свободно общающиеся
между собой дети – контактные, шумные, подвижные – не очень хорошо
учатся, зато почти всегда готовы поучаствовать в чем-нибудь, быстро
собираются в группу, быстро принимают совместное решение, и часто в
школьных делах, не касающихся учебы, именно они ваша опора...
Но есть и другие – резко выделяющиеся на общем фоне способностью к
учению, иногда сторонящиеся больших детских групп, занимающие позицию
наблюдателя. Их мало. Но зато к ним всегда можно обратиться с вопросом
и получить разумный ответ – ботаны, как их называют. Их любят сильные
учителя-предметники, и если им удается, выйдя из начальной школы с
авторитетом отличника, сохранить его, настоящий авторитет знающего
(пусть не по всем предметам, а по одному) человека, то считайте, что
вашему классу повезло. У настоящего знания большая сила, даже в
невежественной среде. У таких детей возникают проблемы с общением. Не
тяните их за собой на аркане в гущу событий. Просто цените ваших умных.
Иногда они нуждаются в вашей помощи гораздо больше так называемых
трудных детей, потому что размышляют больше, потому что их внутренний
мир подчас очень сложен. Трудному, как правило, не хватает любви и
заботы, а умному – понимания и серьезного внимания к его собственным
мыслям.
Ваша задача – как можно быстрее войти в сферу общения со всеми вашими
учениками. Самое безнадежное – становиться в позицию «над»...
Попробуйте оказаться рядом, не бойтесь потерять при этом дистанцию – у
любви и дружбы нет дистанций. Авторитет, основанный на поклонении и
восхищении, исчезнет, как только кто-либо другой низвергнет вас с
пьедестала или вы сами оступитесь, сделав неверный шаг.
А авторитет друга можно потерять, только предав... Но мы-то с вами не
предатели!
Как стать другом? Общаясь большое количество времени с подростками,
пришла все к тому же известному психологам выводу: надо просто уметь
слушать, ну еще, пожалуй, вовремя задавать нужные вопросы...
Любая юная душа ищет друга, и, как правило, не для того, чтобы вникать
в его проблемы, а для того, чтобы поделиться своими, выразить сомнение,
высказать предположение и получить ответную реакцию одобрения или
критики. (Нужнее, конечно, одобрение.)
Каждый ребенок, как и взрослый, ищет свое место в жизни, и он нуждается
в ориентирах во взрослом мире. К вам он приходит, для того чтобы найти
подтверждение правильности своего выбора, а вы имеете возможность,
общаясь, держать в поле зрения прежде всего его нравственные ориентиры
и очень тактично дать понять, в чем он не прав, проанализировать вместе
ситуацию и его в ней поведение. Не давайте советов – можете ошибиться.
Я всегда говорю, когда ко мне приходят за помощью: «Давай подумаем
вместе, почему так получилось»... И когда ситуация со всех сторон нами
рассмотрена, ребенок принимает решение сам, и обычно оно самое верное.
И он благодарен вам за эту собственную маленькую победу.
Если у ваших ребят возник конфликт между собой или с учителем, не
торопитесь встать на ту или другую сторону, постарайтесь остаться
независимым арбитром. Мы ведь знаем, что в конфликте виноваты обе
стороны – помогите им выслушать и понять друг друга. И все-таки
старайтесь не выращивать тиранов, для этого не тираньте сами, не
используйте способы давления на ученика. Предоставьте им возможность
открыто высказать свою точку зрения, даже если она не всегда
правильная. Высказав ее, они скорее поймут, кто прав. Верьте в силу
добра.
Помните, что ваши ученики очень ранимы. Учителя любят быть ироничными,
могут позволить себе при всех (хоть и шутя) задеть слабое место
ученика... Если ребята верят, что вы желаете им только добра, то могут
и простить это вам, но других учителей, которых как людей они знают
хуже, как правило, не прощают. То, что кажется взрослому безобидной
шуткой, для ребенка с обостренным чувством собственного достоинства, с
комплексом больного самолюбия от неуверенности в себе может стать
трагедией. Будьте осторожны со словами, шутками, намеками... Никто не
застрахует вас от неправильных поступков. Ошибки неизбежны. Но если вы
виноваты перед детьми, не бойтесь в этом признаться, попросите
прощения. Если они затаят на вас обиду, отношения начнут разрушаться.
Справедливым быть очень трудно, но учиться этому необходимо.
Справедливость взрослого в детской среде всегда ценилась высоко.
И наконец, вам поверят тогда, когда поймут, что вы с ними честны,
искренни и уважаете каждого из них. Трудно ли быть честным и искренним
с учениками? Нет! Уверяю вас! Гораздо труднее кривить душой, лгать,
изворачиваться и при этом проповедовать обратное.
Общение с людьми, с коллегами очень полезно и вам. Не стесняйтесь
спрашивать. Не надо думать, что если вы спрашиваете, то вас при этом
воспримут как неумеху. Все мы когда-то начинали... И чем старше
становимся, тем больше вопросов нас одолевает. К сожалению, в последние
годы в школу из педвузов приходит довольно своеобразная молодежь. На
бегу: «Здрасьте» (как будто у нас нет имени), журналы схватили, по
кабинетам разбежались, после уроков быстрее домой, всё знают, работой
коллег почти не интересуются... Грустно!
Остановитесь на минутку! Вы попали в такой необыкновенный мир – мир
детства. По нему нельзя пробежать – ничего не заметишь. В него можно
только погружаться и оставаться как можно дольше.
№ 133, 1995