Ландшафты школьных традиций
Если прежде отметки низин и высот в образовании напоминали родной среднерусский пейзаж, то теперь мы где-то в предгорьях с ущельями, обрывами и дикими скалами. Вершины еще не заоблачны, пропасти еще не бездонны, но дело к тому
Есть некоторый сюжет, некоторый нерв российского образования
последних десяти лет. Он возникает из огромного перепада давления между
тем, что считают нормой педагогической жизни в одних местах, и тем, что
полагают само собой разумеющимся в других. Перепадом давления на
ребенка, на учителя, перепадом давления между образом жизни насыщенной
и увлеченной – и беспомощной, агрессивной, раздробленной.
Педагогическая позиция «Первого сентября» (как прежде
матвеевской «Учительской») опирается, быть может, лишь на два
принципиальных убеждения.
Во-первых, на убеждение в том, что по большому счету интересы детей и
учителей в школе совпадают. Это не так уж очевидно: не совпадают
интересы начальников и подчиненных, государства и общества. Им надо
стремиться к согласованию интересов. А вот между детьми и учителями нет
проблемы компромисса. Там, где учителя находят себя в своей профессии,
– там детям будет хорошо. В тех школах, куда дети идут с радостью, –
там уважается и достоинство учителя.
А во-вторых, мы уверены, что и с точки зрения любых здравых задач,
которые сегодня в России общество или государство могут поставить перед
системой образования, педагогика, основанная на человеческих
отношениях, на взаимоуважении и взаимном интересе взрослых и детей,
несравненно эффективнее той, что опирается на незатейливую дидактику
распоряжений и контроля за исполнением.
Стало привычным обывательское мнение о том, что, мол, свободная
педагогика мила, но неэффективна, а школа, основанная на формальной
дисциплине и страхе наказания, пусть несимпатична, зато успешна.
Мы убеждены в обратном. Трудно назвать серьезную отечественную
новационную практику, которая даже с точки зрения формальных
результатов уступала бы среднестатистической прежней. Зато там, где
характер обучения следует официальным административно-методическим
принципам, где под педагогической проблематикой понимают перечень
программного материала, который требуется усвоить (и который почему-то
никто не усваивает), – там можно гарантировать, что из тридцати
учеников неотобранного класса обучаться будут от силы десять.
И дело не только в новациях. Педагогика общения, педагогика
сотрудничества, педагогика сотворчества сознательно или интуитивно,
постоянно или эпизодически всегда присутствовали в жизни огромной части
российских учителей. Но возможно ли превратить то, что существовало
полуподпольно за счет личных усилий, в естественную норму
профессионального разговора о педагогике? Возможно ли перевести его с
языка программ и регламентаций на язык обсуждения отношений между
людьми?
Без канцелярского жаргона инструкций, формального документирования,
годового планирования, концепций развития, отчетов о проделанной работе
в школе не обойтись никогда: в вопросах финансов, материальной базы,
трудовых договоров, норм оплаты труда... Нужно только свыкнуться с
одним: это не язык разговора о детях и об их образовании.
«В школе нужно
изменить отношения»
Именно так сказал Шалва Амонашвили десять лет назад, отвечая
на главный вопрос матвеевской «Учительской» «Что нужно изменить в
школе?»
Вряд ли в кругу педагогов сложится разговор о школьных преобразованиях,
если его сведут к тому, какие методики и концепции какими заменять.
Концепции все мудреные, а методика – пока не проверишь, не разберешь.
Обсуждение приобретает ясность и начинает задевать за живое, когда
выходит на осмысление отношений: между учителями и детьми, между самими
детьми, между учениками и предметами изучения, между учителями в школе,
между школой и городом, между жизнью учебной и внеучебной...
Профессиональный педагогический разговор в отличие от научного,
административного, бытового – это разговор об отношениях.
Другое дело, что отношения чрезвычайно трудно менять, не меняя методов.
Для очень сильных людей это возможно, но вынуждает постоянно плыть
против течения. Да и у них изменение отношений вольно ли, невольно ли
тянет за собой и перемену методов.
Две тенденции
переплавляют характер российской школы
Если прежде отметки низин и высот в образовании напоминали
родной среднерусский пейзаж, всхолмленную равнину, то теперь мы где-то
в предгорьях с ущельями, обрывами и дикими скалами. Вершины еще не
заоблачны, пропасти еще не бездонны, но дело к тому.
Стало заметно больше очень хороших школ и намного больше очень плохих.
Двадцать лет назад не было школы, где не нашлось бы хоть одного яркого
учителя. И в этой гарантии встречи с ним был определенный залог
образовательного шанса для всех. Так ли это теперь? Сильные учителя
уходят из заурядных школ туда, где или платят лучше, или жить
интереснее – к сильным директорам, в яркие коллективы. Процесс
вымывания толковых учителей из рядовых школ умереннее выглядит в
городах малых и средних, но уже вовсю набрал обороты в
городах-миллионерах.
А судьба российской педагогики – это судьба массовой школы. Для
отборных школ педагогика не обязательна. Если есть возможность собрать
лучших учителей и лучших учеников, договориться с двумя-тремя вузами,
то стопроцентная поступаемость достижима и без всяких педагогических
изысков. А что еще нужно обеспеченным родителям?
Зато для массовой школы педагогические преобразования необходимы. Без
них она обречена на вырождение. Лет пять назад шумели о том, что многие
учебные заведения вот-вот перестанут давать реальное образование, а
превратятся просто в камеры хранения. Но сегодня массовая школа, не
замечающая детей, не умеющая учить и функционирующая по законам мертвой
педагогики, – это не камера хранения, это зона особого риска.
Школа-служба и школа-жизнь
Не такова ли на самом деле поляризация образовательного
пространства России?
Все хорошие школы хороши по-своему. Едва ли не у всех плохих школ –
один диагноз, лишь разная степень тяжести. Диагноз определили
полтораста лет назад, но почему с ним ничего не могут поделать?
Видимо, мертвая школа живуча, потому что удобна. И удобна не только
чиновникам – удобна самим учителям.
Мы словно запутались в утверждениях. Говорили, что интересы детей и
учителей относительно школы совпадают, и вдруг обнаруживаем, что самое
мертвое в школе держится именно потому, что оно-то учителям и подходит.
Но интересы – одно, удобство – другое. Интересы связаны со стремлением
к полноценной, радостной, осмысленной жизни, а удобство – с желанием
усталого человека, чтобы от него все отвязались, чтобы он не обязан был
ни о чем думать и ни за что отвечать.
Пришел–отчитал–опросил–расставил оценки–заполнил документацию. Удобно?
Удобно. Не ищешь путей достичь результата, а честно исполняешь ритуал.
Не работаешь, а служишь.
Школа-служба подкатывает к учителю в минуты упадка сил. Она лукаво
нашептывает: «Тебе что, больше всех надо? Есть программа, есть
расчасовка, есть система требований к ученикам, и если ты во всем
следуешь методическим рекомендациям, то какие к тебе претензии?»
Школа-служба неимоверно добра к учителю. Она снимает с него
ответственность и перекладывает ее на ребенка и на государство.
Результаты будут заведомо неудовлетворительны, но за них отвечает не
учитель, а авторы программ и неисполнительные ученики. А ты можешь
спокойно сетовать на глупое начальство, дурных детей и упадок
нравственности.
Заколдованный круг. Если ты в него вошел и отдался течению, он
засасывает. Чем чаще ты перекладываешь ответственность с себя на
объективные обстоятельства, тем хуже обстоят дела; чем хуже обстоят
дела, тем больше твоя усталость и раздраженность, тем больше ты склонен
покорно следовать заведенному механизму...
Отношение к профессии
В нескольких статьях мне встретилось одинаковое разделение
учителей на три группы по их отношению к профессии. Пропорции между
группами у разных исследователей колеблются, но расхождения не очень
велики.
Процентов пятнадцать – учителя-энтузиасты, светящиеся увлеченностью
своим делом и переживающие за своих питомцев. Этих школа-служба,
школа-казарма не устроит ни при каких обстоятельствах.
Десятой части педагогов лучше было учителями не становиться; одни
пришли случайно, других привело желание быть хоть каким, но начальником
и изживать собственные комплексы за счет всевластия над детьми. (А если
выбиться в завучи или методисты – так и над учителями.) Эти за
школу-казарму будут стоять до последнего. Здесь их оправдание,
фундамент их маленького, но драгоценного величия.
А остальные находятся в той неустойчивой ситуации, когда хочется
лучшего, но страшно брать инициативу на себя; когда минуты вдохновения,
творческие порывы, радость от общения с детьми чередуются с периодами
упадка сил, раздражения от бестолковости учеников, желанием избавиться
от личных мыслей и работать от и до. Учителя – люди добросовестные. Но
их добросовестность колеблется между исполнительностью и
ответственностью. И сила внешних обстоятельств, образ жизни коллег,
весомость общественного мнения сдвигают их педагогические установки в
ту или другую сторону.
«Мы за творческий поиск, мы никому ничего не запрещаем», – заверяют все
образовательные начальники. Но на самом деле то, что они могут делать и
чего не могут, к чему они прилагают усилия, а на что им наплевать, та
сила вещей, которая нагнетается сверху, в большинстве случаев
закрепляет и расширяет ощущение тупиковости, подталкивает учителей
делать свой выбор на основе усталости, раздражения, разобщенности.
Нормальная педагогика по
всей стране не восторжествует никогда
Искушения школы-службы слишком велики, чтобы их когда-нибудь
удалось преодолеть до конца. Вопрос в другом: что будет правилом, а что
исключением? И решаться он будет в масштабах не всеобщих и не
региональных, а в отдельных городах, районах, поселках. Кто где будет
задавать тон.
Но самое печальное, что очень многие, если не большая часть учителей,
находятся сейчас в той патовой ситуации, когда ход не за ними, а за
внешними и довольно случайными обстоятельствами. Призывать их к чему-то
бессмысленно, да и бессовестно. А обстоятельства подвезут, только если
повезет.
Но от кого обстоятельства зависят? В чьих силах помочь устанавливаться,
увязываться, самоорганизовываться нормальному школьному делу, научиться
налаживать отношения не за счет однотипности, а на основе различия
людей, переводя эту разность из процесса вычитания и деления в сложение
и приумножение? Возможны ли здесь целенаправленные действия – или в
становлении нормальной педагогики все как зависело, так и будет
зависеть от прихотливого случая?
№ 85, 1998
Примечание от
редакции.
Статьи рубрики «Уходящие перспективы» собраны в книгу:
Русаков А.С. Уходящие перспективы. Школа после эпохи перемен. – М.,
2000.
Другие статьи автора в «Первом сентября» представлены в книге:
Русаков А.С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. – СПб.,
2005.