Школа после десяти лет перестройки: потери и обретения
Три кризиса педагогического сознания и педагогической практики
За минувшее десятилетие с начала перестройки учительство, как
и все деятели просвещенческой сферы, пережило нелегкие психологические
нагрузки.
В этой связи можно говорить о трех кризисах педагогического сознания и
педагогической практики.
1. Кризис мировоззрения, то есть кризис идеалов, ценностей, целей
воспитания.
В современной жизни новые поколения не копируют образ жизни дедов и
даже отцов, а сами формируют его, ориентируясь на современников, равных
по возрасту и опыту, и на те открывающиеся возможности, которых не было
у старших.
Социального заказа в прежних исчерпывающих, определенных формах быть не
может, поскольку нельзя сформировать единую для каждого человека
(бизнесмена, рабочего, интеллигента, продавца, военнослужащего) модель
жизни. Государственный заказ не может и не должен поглотить
разнонаправленный общественный заказ.
2. Технологический кризис, то есть проблемы в сфере способов, методов и
форм воспитания.
Воспитание как часть социализирующего образования может быть определено
следующим образом: воспитание – это специально организованный процесс
предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств
личности и образцов поведения. То есть это процесс приобщения человека
к общему и к должному. Процесс социализации привычен для нашей школы,
освоен ею. А другой такой же важный процесс – индивидуализация – для
многих педагогов совершенно новое дело.
3. Организационно-управленческий кризис, то есть адаптация к новым
финансово-экономическим условиям и поиск образцов содержательной и
структурной перестройки образования.
В границах воспитательной деятельности необходимо самоопределяться и
министерству, и каждой школе, чтобы выходить из психологического,
технологического и организационно-управленческого кризиса.
Психологический кризис – это прежде всего неопределенность
ответственности. За что отвечает школа? За что она не отвечает? За что
отвечает перед собой? За что – перед государством, перед родителями,
перед детьми? Кто же должен определить границы воспитательной и
поддерживающей деятельности школы?
В борьбе с окружающей жизнью, даже плохой, школа всегда проигрывает. Но
встраиваться в плохую жизнь она не может. Однако может построить
собственную, автономную от плохого общества духовную жизнь. Но не для
борьбы со злом, а для того, чтобы у ее учеников всегда был образец для
сравнения, для выбора, для отличения добра и зла.
Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в
зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед
собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и
поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а
человеку, который рядом с ними. Чтобы человек этот оставался самим
собой и чтобы он мог сам построить свою жизнь.
№ 5, 1996
Примечание от
редакции.
Педагогические работы О.С.Газмана собраны в книгу:
Газман О.С. Неклассическое воспитание. – М., 2002.