История в школе – оценка событий или пропаганда идей?
Можно ли преподавать историю объективно? Может ли учитель-гуманитарий быть беспристрастным?
В иерархии школьных дисциплин история, кажется, обречена быть
вечной падчерицей. Общество всегда будет недовольно преподаванием
истории в школе.
Когда благополучно почила железобетонная эпоха мировоззренческой и
идеологической ясности, учитель получил великое оружие – Факт и право
его свободной оценки. Все помнят середину восьмидесятых – легализация
самиздата, взрыв пронзительной мемуаристики, сенсационные откровения
героев и очевидцев, Солженицын, Волкогонов, Авторханов, Коэн, прорыв
плотины лжи и молчания – у нас, оказывается, была другая история! –
какую эйфорию свободы испытывали тогда учителя, какую вместе с тем
прекрасную растерянность ответственности перед новым знанием!
Лозунги того времени: «Вот теперь мы будем говорить правду! Правду,
правду и ничего кроме правды! Долой политику, школа – чистое место для
чистой науки!» Из школы медленно уходила идеология, и мало кто рыдал ей
вслед. Но специфика – или коварство – истории как школьного предмета
делает неразрешимым противоречие между требованиями исторической
объективности и педагогической пристрастности.
С одной стороны, нельзя навязывать свою позицию; с другой – никакие
таблицы и графики, циклические схемы и цитатные подборки не заменят
личности учителя-историка, его интонации, его оценки.
Оценки событий или пропаганды идей? Как часто, осознанно или
неосознанно, нарушается эта грань! То ли недостаток педагогической и
человеческой культуры, то ли осевшая на генетическом уровне привычка
мыслить схемами и говорить лозунгами, инстинкт вбивать в детские умы
незатейливые тезисы вместо умения убеждать и анализировать – везде это
происходит по разной причине, но происходит. Политика, кажется, снова
возвращается в школу через все тот же тамбур – уроки истории.
...Хороший московский историк как-то признался: «Вся
моя политическая позиция – в выборе источника сведений. Но я не смею не
сообщить о существовании других источников и других мнений. Я просто
должен владеть всей доступной мне информацией... Это страшно тяжело
технически – горы литературы, выходные в библиотеке. Однако я чувствую
сейчас такой профессиональный рост, такую интенсивность собственного
развития, которые с лихвой покрывают предыдущие двадцать лет работы».
Может быть, именно в этом спасение от неосознанной политизации личности
учителя? Во многой мудрости, конечно, много печали, но честность
преподавателя обязывает его рассказывать детям то, с чем он не
согласен, создавая тем самым пространство выбора для своих учеников.
Каждый трибун обязан владеть оппозиционными точками зрения; каждый
учитель должен предоставлять не мнение, а панораму мнений.
Иначе снова вернется все то, что мы с такими слезами проходили, –
проверки благонадежности, преследование инакомыслящих и монополия
единственно верной идеологии. И тогда дети наши вынесут из школы не
ощущение противоречивого и прекрасного разно
образия жизни, а чувство принадлежности к тому или иному лагерю.
Но, как известно, дети первыми попадают под перекрестный огонь. Его
слишком много было в российской истории, чтобы он продолжался еще и в
школе. Школа все-таки существует для чего-то другого.
№ 46, 1996