Школьное право...
Несмотря на широкие возможности, которые предоставлены школе, на деле они оказываются пустой формальностью
Инспектора вызывали?
Почти все директора школ отмечают, что закон не имеет ничего
общего с тем, что происходит в действительности. Словно преломляется в
кривом зеркале и уже в этом отраженном виде воплощается в жизнь. Четко
сформулированные права заведомо ограничиваются рамками условностей.
Между тем со слов управленцев все выглядит совсем по-другому. Они
утверждают, что директора сегодня имеют такие права, которые им никогда
и не снились. И цитируют пункты закона. Они уверяют, что забыли уже,
когда были в школе с проверкой последний раз и что главная их задача
теперь – не контролировать школу, а оказывать ей максимум методической
помощи.
Но тем не менее пора приостановить всевозможные эксперименты,
упорядочить хаос, царивший в образовании последние несколько лет, и
ввести в образовательный процесс рамки и ограничения.
Чем же на самом деле являются управления и департаменты – сервисной
службой или органом, охраняющим единое образовательное пространство от
посягательств мошенников и дилетантов? Наверное, в каждом регионе это
происходит по-разному. Но многие отмечают, что за прошедшие два-три
года усилились недоверие и подозрительность к школам со стороны
официальных структур (особенно к тем, которые работают в режиме
эксперимента) и вновь наметилась тенденция к централизации власти.
Нет, конечно, возвращаться в прошлое даже с учетом самых неразрешимых
сегодняшних противоречий вряд ли кому хочется. Но чем дальше, тем
больше приходится сожалеть о закате другого периода, успевшего войти в
историю образования как период фейерверка педагогических идей.
Меньше всего хотелось бы сгущать краски и отпевать недавние завоевания,
но такие настроения, увы, есть. Два-три года назад, по словам
директоров, они чувствовали себя свободнее и увереннее. Заметим, то
было время, когда чиновники пребывали в растерянности – работать
по-прежнему было уже невозможно, а по-новому еще неизвестно как.
Теперь поубавилось и свободы, и уверенности, хотя, казалось бы, видимых
причин для этого нет. Управленцы не лукавят, когда говорят, что не
донимают школу проверками. Они действительно не злоупотребляют
инспекторскими обязанностями, как раньше, хотя пожаловать с тестами и
анкетами могут в любой момент.
Причины, вызывающие у педагогов беспокойство, обычно находятся в
плоскости, выходящей за рамки закона. Давить и ущемлять интересы можно
ведь по-разному. Для этого не обязательно вызывать на ковер, публично
отчитывать и грозить выговором. Достаточно одним от общего пирога
отрезать кусок побольше, другим – поменьше.
Почему директора, иной раз даже против воли, предпочитают угождать
вышестоящим начальникам, а не отстаивать свои принципы и убеждения? Да
потому, что благосостояние школы часто зависит именно от этого.
Диктовать условия может позволить себе, пожалуй, лишь именитый
директор, известный и признанный в педагогической среде, – таких
управленцы обычно побаиваются и предпочитают обходить стороной.
Но было бы ошибочно утверждать, что так происходит всюду. В каких-то
регионах управленцы доверяют директорам и педагогическим коллективам
настолько, что некоторые свои полномочия делегируют школам.
Но доверительные и честные отношения между директором и управленцами –
большая удача и скорее исключение из правил.
Нормой же являются другие, которые так или иначе вынуждают обе стороны
лукавить, играть и приспосабливаться. Директора привыкли, что так и
должно быть, и многие поначалу даже не понимают, о чем идет речь, но
если удается их разговорить, они рассказывают такие истории (анонимно,
конечно), после которых начинаешь сомневаться в существовании
порядочности.
Страх, которым легко
манипулировать
Наивно думать, что такие взаимоотношения – изобретение
последних перестроечных лет. Они родились давно и заботливо
взращивались системой десятилетиями. Нынешнее время лишь отчетливо
обнажило их.
Сейчас по-прежнему благополучие большинства школ зависит от
благосклонности управленцев. Может быть, только чуть-чуть сместились
акценты: милее тот, кто не перечит (раньше-то вообще никто перечить не
мог), а кто отстаивает свои убеждения, автоматически попадает под
подозрение...
К противоречиям между законами и их воплощениями в жизнь мы уже
привыкли. Не только в образовании, в других сферах происходит так же.
Но если не заставлять законы работать, мы так и будем продолжать
чувствовать себя бесправными и сетовать на несправедливость.
...А настроения в учительской и директорском кабинете все тревожней и
тревожней. Многим кажется, что пик настоящего бесправия впереди: школа
перестанет влиять на образовательный процесс, а учителя, начиная с
первого класса, будут работать только на формальный результат. И тогда
можно будет совсем забыть о пунктах, гарантирующих широкие права, ибо
они окончательно станут пустой формальностью.
№ 15, 1997