Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Управление школой: контроль или поддержка?

Лосевская Елена

Школьное право...

Несмотря на широкие возможности, которые предоставлены школе, на деле они оказываются пустой формальностью

Инспектора вызывали?

Почти все директора школ отмечают, что закон не имеет ничего общего с тем, что происходит в действительности. Словно преломляется в кривом зеркале и уже в этом отраженном виде воплощается в жизнь. Четко сформулированные права заведомо ограничиваются рамками условностей.
Между тем со слов управленцев все выглядит совсем по-другому. Они утверждают, что директора сегодня имеют такие права, которые им никогда и не снились. И цитируют пункты закона. Они уверяют, что забыли уже, когда были в школе с проверкой последний раз и что главная их задача теперь – не контролировать школу, а оказывать ей максимум методической помощи.
Но тем не менее пора приостановить всевозможные эксперименты, упорядочить хаос, царивший в образовании последние несколько лет, и ввести в образовательный процесс рамки и ограничения.
Чем же на самом деле являются управления и департаменты – сервисной службой или органом, охраняющим единое образовательное пространство от посягательств мошенников и дилетантов? Наверное, в каждом регионе это происходит по-разному. Но многие отмечают, что за прошедшие два-три года усилились недоверие и подозрительность к школам со стороны официальных структур (особенно к тем, которые работают в режиме эксперимента) и вновь наметилась тенденция к централизации власти.
Нет, конечно, возвращаться в прошлое даже с учетом самых неразрешимых сегодняшних противоречий вряд ли кому хочется. Но чем дальше, тем больше приходится сожалеть о закате другого периода, успевшего войти в историю образования как период фейерверка педагогических идей.
Меньше всего хотелось бы сгущать краски и отпевать недавние завоевания, но такие настроения, увы, есть. Два-три года назад, по словам директоров, они чувствовали себя свободнее и увереннее. Заметим, то было время, когда чиновники пребывали в растерянности – работать по-прежнему было уже невозможно, а по-новому еще неизвестно как.
Теперь поубавилось и свободы, и уверенности, хотя, казалось бы, видимых причин для этого нет. Управленцы не лукавят, когда говорят, что не донимают школу проверками. Они действительно не злоупотребляют инспекторскими обязанностями, как раньше, хотя пожаловать с тестами и анкетами могут в любой момент.
Причины, вызывающие у педагогов беспокойство, обычно находятся в плоскости, выходящей за рамки закона. Давить и ущемлять интересы можно ведь по-разному. Для этого не обязательно вызывать на ковер, публично отчитывать и грозить выговором. Достаточно одним от общего пирога отрезать кусок побольше, другим – поменьше.
Почему директора, иной раз даже против воли, предпочитают угождать вышестоящим начальникам, а не отстаивать свои принципы и убеждения? Да потому, что благосостояние школы часто зависит именно от этого. Диктовать условия может позволить себе, пожалуй, лишь именитый директор, известный и признанный в педагогической среде, – таких управленцы обычно побаиваются и предпочитают обходить стороной.
Но было бы ошибочно утверждать, что так происходит всюду. В каких-то регионах управленцы доверяют директорам и педагогическим коллективам настолько, что некоторые свои полномочия делегируют школам.
Но доверительные и честные отношения между директором и управленцами – большая удача и скорее исключение из правил.
Нормой же являются другие, которые так или иначе вынуждают обе стороны лукавить, играть и приспосабливаться. Директора привыкли, что так и должно быть, и многие поначалу даже не понимают, о чем идет речь, но если удается их разговорить, они рассказывают такие истории (анонимно, конечно), после которых начинаешь сомневаться в существовании порядочности.

Страх, которым легко манипулировать

Наивно думать, что такие взаимоотношения – изобретение последних перестроечных лет. Они родились давно и заботливо взращивались системой десятилетиями. Нынешнее время лишь отчетливо обнажило их.
Сейчас по-прежнему благополучие большинства школ зависит от благосклонности управленцев. Может быть, только чуть-чуть сместились акценты: милее тот, кто не перечит (раньше-то вообще никто перечить не мог), а кто отстаивает свои убеждения, автоматически попадает под подозрение...
К противоречиям между законами и их воплощениями в жизнь мы уже привыкли. Не только в образовании, в других сферах происходит так же. Но если не заставлять законы работать, мы так и будем продолжать чувствовать себя бесправными и сетовать на несправедливость.
...А настроения в учительской и директорском кабинете все тревожней и тревожней. Многим кажется, что пик настоящего бесправия впереди: школа перестанет влиять на образовательный процесс, а учителя, начиная с первого класса, будут работать только на формальный результат. И тогда можно будет совсем забыть о пунктах, гарантирующих широкие права, ибо они окончательно станут пустой формальностью.

№ 15, 1997

Рейтинг@Mail.ru