Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Управление школой: контроль или поддержка?

Лернер Павел

Срез знаний: безопасная операция?

Сначала нужно подумать о том, в каких условиях дети учатся, а потом проверять, как они усваивают предмет

...Вам может показаться, что я противник образовательных стандартов. Совсем нет. Я сторонник жестких стандартов: на количество контрольных в день, неделю, месяц; на объем обязательных домашних заданий и информации (в битах!) на одном уроке; на полиграфию школьного учебника. Двумя руками за жесткое соблюдение нормы наполняемости класса и предельной недельной нагрузки учителя, санитарных правил (воздухообмен, освещение, температура). Я за драконовские нормы по количеству туалетов, посадочных мест в столовой, обеспеченности учебниками. Госстандарт должен учитывать, может ли средняя семья обеспечить школьника хотя бы канцтоварами. Однако чиновников образования занимают другие вопросы: правильно ли преподает математику (физику, иностранный язык, технологию или авторский интегративный курс) учитель с университетским образованием и стажем работы более пяти лет? Выдерживают ли учащиеся «срезы знаний», придуманные очередным бюрократом?
Никогда не забуду вопросик из «среза знаний» по труду для пятого класса: в чем разница между березой и елью? Ничего умнее, чем что-то об иголочках и листочках, я промямлить не смог, а надо было (по городскому стандарту) рассказывать о различиях структуры древесины.
Тысячу раз сказано, что знания, умения и навыки – всего лишь средство, а не цель образования. Действительно, историю можно изучать по учебнику истории, а можно и по литературным произведениям; английский язык учить на уроках или в зарубежных поездках осваивать. Еще – просматривая видеофильмы, слушая кассеты с записями рок-групп. Важнее иметь свое представление о походах Спартака и восстании Пугачева, понимать английскую речь или газету, уметь отвечать на вопросы, поддерживать разговор.
Образовательные стандарты должны определять право на свободу познания без принудительного привода к истине. В частности, защищать от дезинтеграции мозга многопредметностью, от перегрузки памяти, от схоластики, от информационного шума, возникающего всегда, когда стремятся дать ответы на вопросы, которые... никто не задавал. Если угодно, образовательный стандарт уместен в экологии школьного учения.
Образование дорого. И необходимо думать об эффективности вкладывания средств: как и когда они начнут окупаться? Как пойдут инфляционные и девальвационные процессы востребованности знаний и квалификации? Образовательные стандарты должны как-то отвечать на такие вопросы. Сегодня, например, школьный аттестат нужен лишь для формального предъявления в приемные комиссии вузов и техникумов. Мне кажется, институт экстерната повышает ценность образования. Разве стандарт не предполагает поощрять самостоятельное образование?
Если образовательный стандарт не даст свободы больше, чем вчера, если перспективы развития образовательных систем не будут определяться сменой парадигмы – от экономики прибыли к экономике достоинства, то вся эта дорогостоящая затея насмарку.

№ 128, 1996


Примечание от редакции.
Среди книг П.С.Лернера о педагогике профессионального образования см., в частности:
Лернер П.С., Кропивянская С.О., Пало О.Д. Выбор профессии: оценка готовности школьников. 9–11 классы.
Лернер П.С. Инженер третьего тысячелетия.
Большая подборка работ П.С.Лернера представлена на сайте http://www.bim-bad.ru.

Рейтинг@Mail.ru