Аттестация – беспроигрышная игра управленцев
У нее нет правил. Ее условия просты, а итог – непредсказуем
Теоретики выделяют два типа игр: с открытыми правилами и с
фиксированными. С открытыми – это когда правила создаются игроками по
ходу игры. В детских играх такое называют творчеством, за карточным
столом – шулерством. А в жизни?
При аттестации учителей правила такие, что учителю только выбирать,
верить или не верить комиссии. Потому что ничего, кроме веры, ему в
этой игре не оставлено.
Основные правила игры задаются приложением к приказу министра,
называются они «Требования к квалификации» учителей. Аттестационные
комиссии пользуются этой шпаргалкой, хотя читать это можно вместо
рассказов Зощенко. Из требований к учителю 2-й категории: «…имеет
знания, превышающие требования стандартов... владеет и применяет
широкий набор методов... способствует сохранению контингента
обучающихся, с которыми непосредственно взаимодействует… крупноблочное
изложение материала». И каждая комиссия это дешифрует по своему
разумению.
Не утруждая фантазию, можно представить, какие возможности для интриг
сокрыты в этой игре. Этот способствует – тот нет, этому дать – тот
подождет. Отсутствие объективных критериев – всегда скрытая провокация.
В том-то весь ужас.
Заполняя аттестационный лист, человек предоставляет себя на суд
окружающих. Это болезненно для всякого. Для учителя стократ, он всегда
на сквозняках мнений и оценок.
Пока в правилах аттестации будут лазейки, сквозь которые в оценку могут
просочиться чьи-то эмоции, веры в решения комиссий не будет. Аттестация
останется игрой, где учителю оставлено место проигравшего. И отказом, и
признанием он будет чувствовать себя униженным.
№ 62, 1997