Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Управление школой: контроль или поддержка?

Сорокин Владимир

Аттестация – беспроигрышная игра управленцев

У нее нет правил. Ее условия просты, а итог – непредсказуем

Теоретики выделяют два типа игр: с открытыми правилами и с фиксированными. С открытыми – это когда правила создаются игроками по ходу игры. В детских играх такое называют творчеством, за карточным столом – шулерством. А в жизни?
При аттестации учителей правила такие, что учителю только выбирать, верить или не верить комиссии. Потому что ничего, кроме веры, ему в этой игре не оставлено.
Основные правила игры задаются приложением к приказу министра, называются они «Требования к квалификации» учителей. Аттестационные комиссии пользуются этой шпаргалкой, хотя читать это можно вместо рассказов Зощенко. Из требований к учителю 2-й категории: «…имеет знания, превышающие требования стандартов... владеет и применяет широкий набор методов... способствует сохранению контингента обучающихся, с которыми непосредственно взаимодействует… крупноблочное изложение материала». И каждая комиссия это дешифрует по своему разумению.
Не утруждая фантазию, можно представить, какие возможности для интриг сокрыты в этой игре. Этот способствует – тот нет, этому дать – тот подождет. Отсутствие объективных критериев – всегда скрытая провокация. В том-то весь ужас.
Заполняя аттестационный лист, человек предоставляет себя на суд окружающих. Это болезненно для всякого. Для учителя стократ, он всегда на сквозняках мнений и оценок.
Пока в правилах аттестации будут лазейки, сквозь которые в оценку могут просочиться чьи-то эмоции, веры в решения комиссий не будет. Аттестация останется игрой, где учителю оставлено место проигравшего. И отказом, и признанием он будет чувствовать себя униженным.

№ 62, 1997 

Рейтинг@Mail.ru