Ориентиры в кривых зеркалах
Каковы критерии оценки работы школы? Успеваемость, победы на олимпиадах? Число учеников, поступивших в вузы? Но все эти критерии несовершенны и не дают представления о школе
Ненадежные рецепты
Что нужно школе? Что могло бы спасти ее и от мрачных
тоталитарных запретов, и от беспредела вседозволенности?
Ответить нелегко, поскольку общепринятых рецептов нет. Приведу все же в
самых общих чертах несколько вариантов ответа.
Первый – поставить школу в зависимость от родительского предпочтения. В
этом случае правительство выдаст родителям денежные чеки на каждого
ребенка школьного возраста. Их можно будет вложить в любую школу,
которая вам понравилась, и привести туда ребенка. Естественно,
непопулярные школы останутся без учеников и, следовательно, без денег.
Им придется улучшать свою работу, завоевывать родительское признание
или закрываться.
Другой вариант – поставить учителя в зависимость от детского
предпочтения. Например, объявить свободное посещение занятий. К какому
учителю хочу – к тому иду. К кому не хочу – того обхожу стороной.
Непопулярные учителя останутся без учеников, а придется им
переучиваться и работать по-другому. Или уходить из школы.
Еще один вариант, хорошо нам знакомый: поставить всех в зависимость от
уровня знаний ученика. Для этого существует универсальная обратная
связь – школьная отметка. Это сигнал не только для ребенка, как мы
привыкли думать, но и для самого учителя, и для родителей, и даже для
школьной администрации.
Отметки – и кнут, и пряник. Она плохая – обидно ученику, плохо
родителю, несладко учителю, тревожно администрации. И наоборот.
Какой же способ лучше? Да все они не идеальны и годятся только отчасти.
Конечно, на бумаге это выглядит красиво и заманчиво: уровень знаний,
мнение родителей, мнение учеников… Но мы уже знаем, во что превратилась
у нас пресловутая борьба за успеваемость. Не уровень знаний она нам
принесла, – взаимный обмен и издевательство.
Вот так и со свободным выбором. Родители не всегда выберут лучшую
школу, скорее – более модную, с большей рекламой или просто ближнюю.
Дети не всегда выберут лучшего учителя, возможно – более удобного и
покладистого. Стремление учителя и администрации угодить родителям и
ученикам, понравиться любой ценой – тоже вещь небезопасная.
Я уж не говорю о технических сложностях: что делать с непопулярными
школами и учителями? Как быть с наплывом детей в популярных учебных
заведениях?
Но как-нибудь можно с этим справиться.
Какую продукцию производит
учитель
Беспокоит другое. Самое главное. Оказывается, какие бы новые
механизмы мы ни изобретали для школы – в реальной жизни все они, как
правило, не оправдывают наших надежд. Не выполняют или плохо выполняют
ту основную задачу, ради чего все и затевалось: побудить ученика и
учителя к эффективной работе.
Школа – крепкий орешек, о который ломали зубы реформаторы и
администраторы всех времен и народов. Почему же все-таки до сих пор не
нашлось удобного и общепризнанного средства, чтобы отрегулировать и как
следует наладить ее работу? Такого средства, как рыночная система – для
экономики, а избирательная система – для политики. Неужели школьный
механизм оказался сложнее государственного или хозяйственного механизма?
Сложнее – нет, неподатливее – да.
С одной стороны, школа – это обычное современное предприятие, которое
нуждается в грамотном управлении. А с другой…
Дело в том, что педагогика во многом сродни искусству и даже
религиозному таинству. Работа учителя – это общение с детьми, а общение
с трудом поддается внешнему механическому регулированию, скорее уж
духовному влиянию. Здесь ничего не решает и обычное голосование, так же
как оно ничего не решает и в художественном творчестве.
Оттого-то и проваливались любые школьные реформы, что их авторы всего
этого не учитывали, всецело полагаясь на формальную оценку учительского
труда. Это, в общем, и естественно. Если школа – предприятие, значит,
его успехи надо измерить, взвесить и оценить. За хорошее качество –
награда, за плохое – наказание. Вот и все регулирование.
Какие же тут могут быть критерии? Уйма критериев, но все они, если
подумать, далеко не совершенны.
Все та же успеваемость. Победы на олимпиадах. Выпускники, поступившие в
вуз. Количество правонарушений. Оборудование кабинетов. Разработка
особых учебных курсов и программ. А на Западе – анкеты, тесты, рейтинги…
Все вроде не без логики, все заманчиво и все – недостаточно. Больше
того – способно ввести в заблуждение. Потому что дети – разные, условия
– разные, учителя – разные, начальство тоже разное. Когда все это
накладывается друг на друга, получается какой-то всеобщий самообман.
Понятие «качество продукции», такое очевидное и основополагающее для
материального производства, оказалось совсем неочевидным для школы.
И действительно, какую продукцию производит учитель? Может быть, это
урок? Или ученики? Или их память, насыщенная информацией? Их душевный
комфорт и достоинство? Их нравственные идеалы и убеждения? Их характеры
и будущий жизненный успех?
Как все здесь противоречиво и неоднозначно, изменчиво и условно! И кто
возьмется оценивать качество такой продукции? Кто всевидящим глазом
проникнет в душу ребенка и взвесит на точных весах все исходные
обстоятельства, влияния, намерения и результаты? Разве что Господь Бог.
Нет уж, увольте. Ни один формальный показатель, ни одна комиссия с
такой задачей не справится. На эту роль всеведущего Господа Бога в
школе может претендовать только сам учитель, и только тот учитель, о
котором обычно так и говорят – «учитель от Бога».
Педагогические эпидемии
Однако формальные критерии по-своему интересны, даже полезны и
никакого вреда не приносят, если ими не увлекаться чересчур и понимать
их неизбежное несовершенство.
Но уж если наше благословенное начальство или просто всесильная мода
просигналят очередной «крестовый поход», очередную реформу и поднимут
на щит какую-нибудь новую формалистику, объявляя ее лекарством от всех
болезней, – тогда беда! Значит, опять обман, опять всеобщие иллюзии,
опять душевные силы школы будут отвлечены на пустое, ненужное,
бессмысленное дело, а дети, как обычно, останутся в стороне.
Через сколько-то лет неизбежно наступает прозрение. Все дружно ругают
то, чем еще вчера увлеченно занимались.
Американская школа, например, измучена, буквально замордована
психологическим тестированием. С кем ни говорю из американских
педагогов (и непедагогов) – все они это тестирование ругают или по
крайней мере недолюбливают.
Но мы же еще этим не переболели!..
Эти приступы формалистической лихорадки, которые постоянно трясут школу
и учителя, – пожалуй, самое большое несчастье педагогики.
Дело не только в том, что зря пропадают время и силы, потраченные на
погоню за очередным формальным успехом. Дело в том, что в результате
сами ориентиры учителя искажены. Его постоянно заставляют смотреть не в
ту сторону, уважать не то, что следует, молиться, так сказать
«не тем богам».
В конце концов он и сам перестает понимать, что хорошо, а что плохо,
начинает верить в бумажки, а не в детей и думает уже не о детях, а о
всякой формальной ерунде или вообще ни о чем.
От кого же исходят эти гибельные педагогические эпидемии, кто их
распространяет и поддерживает, кто в них заинтересован?
Прежде всего наше собственное начальство. Министерское, областное,
районное и так далее. Желает ли оно школе зла? Нет, конечно. Напротив –
им все кажется, что все эти гонки с препятствиями только и способны
реанимировать нашу школу.
Но чем больше они стараются, тем хуже выходит. Жалко! Обидно. Жалко их
энергии и стараний.
Конечно, административная машина требует своего. Каждый день на столах
цифирьки, процентики, сводочки… Стремление к ним у начальства чисто
инстинктивное, как и у любого управленца. Но школа ведь не фабрика и не
колхоз! Успех школы невозможно и не нужно выражать одними только
цифрами. Пока мы этого не поймем – будем крутиться как белка в колесе,
догоняя свой собственный хвост.
Что в цене на школьном рынке
Теперь говорят: школе поможет рынок. Почему бы школе не
зависеть от своего, так сказать, потребителя?
Что ж, рыночные механизмы замечательно работают при производстве мебели
и автомобилей, но они же порождают низкопробную коммерческую литературу
и пошлые телепрограммы. Почему?
Потому что в духовной сфере массовый спрос не всегда служит критерием
высокого качества. Часто происходит обратное: массовый спрос означает
как раз плохое качество, отражая низкий уровень духовного развития
потребителей. Ориентируясь на этот уровень, рынок невольно
противодействует развитию и прогрессу.
Но если даже рыночные механизмы не всегда полезны, а иногда и опасны в
духовной сфере, то какие же обратные связи здесь годятся? Оценка
экспертов? Интеллектуальной элиты? Или самого автора-творца?
Абсолютного критерия тут нет. И быть не может! В том-то и дело, что
множественность, неопределенность, неуловимость критериев заложены в
самой природе духовного развития. Унификация его убивает. Чем больше
оно индивидуализировано, тем лучше.
Поэтому любой Мастер, имеющий дело с человеческой душой – писатель,
учитель, художник, – работает в конечном счете так, как ему
подсказывают его совесть, его внутреннее достоинство, его творческое
чутье и умение.
Главная обратная связь учителя – внутри класса, а не снаружи. Его
главный критерий – сами дети, его главный судья – собственная совесть,
его главный мотив для совершенствования – внутреннее удовлетворение от
работы.
Творческий дух учителя надо поддерживать: создавать благоприятные
условия, стимулировать, открывать новые перспективы… Заменить его в
школе нельзя ничем.
№ 90, 1993