Кто придет следующим?
Авангард сегодняшней авторитарной школы одержим охотой за новыми образовательными технологиями. Но технологичная школа востребует новый тип лидера – не хозяйственника и даже не педагога – а школьного менеджера, профессионального управляющего
Группа родителей ходит из одной школы в другую, из гимназии в
лицей. Разводят руками, вздыхают: везде одно и то же. В хорошие школы
не берут, в остальных – скверные учителя, сплошные замены, детей
шпыняют почище прежнего.
Но ведь не само по себе престижное образование прельщает этих мам. А
ищут они просто-напросто нормального отношения к своему ребенку. Им не
нужна сюсюкающая школа. Но не нужна им и та, где к малышу относятся как
к «механизму, уставом предусмотренному», где калечат его психику,
превращая учение в ненавистную бессрочную повинность.
История мировой педагогики знает только два вектора в системе отношений
учитель – ученик; по большому счету они обуславливаются двумя разными
трактовками человека.
Первая: большой, а значит, умный должен руководить и учить, маленький и
глупый – слушаться и учиться.
Вторая пришла с Запада, от последователей руссоистского принципа
природосообразности в воспитании. В маленьком человеке все изначально
заложено природой, все ему дано сполна. Нужно только терпеливо помочь
ему раскрыться.
В результате бесконечных поисков и метаний к середине нынешнего
столетия человечество, кажется, успокоилось, прагматично выбрав более
естественную и удобную для себя авторитарную модель школы. Вместе с тем
опыт и идеи свободного воспитания, этот хрупкий осколок неведомой
цивилизации, продолжают дразнить воображение авторитаристов.
Ключевой вопрос в извечном споре двух этих философско-педагогических
систем – о насилии. Свободное воспитание стремится отмежеваться от
насилия вообще. Авторитарная система, совершенствуясь, стремится
сделать насилие (наказание) рациональным (от насилия – образа жизни
через насилие-возмездие к насилию-коррекции), а главное, косвенным –
или почти неощутимым, или воспринимаемым чуть ли не с радостью.
Да, мы жестоко обманулись тогда, в середине 80-х. В кризисе
педагогической системы был повинен кризис педагогики самого общества.
Беспристрастно присмотревшись к ней сегодня, мы обнаружим, что
авторитарная школа, оказывается, многолика.
На слете гимназий и лицеев мы увидели выделившуюся из общей массы
большую группу молодых инновационных школ – цепких, зубастых,
динамичных, с повышенным содержанием адреналина в крови. Несомненно, то
были авторитарные школы. Но притом все они оказались совершенно разные
и подчас словно даже говорили на разных языках, не слыша и не понимая
друг друга.
Вокруг то и дело звучало: билингвистическая модель, разновозрастное
обучение, ускоренное обучение, классы интеллектуального развития,
демократическая гимназия... И я поразился тому, как шустро сумел
развернуться килем к рынку наш допотопный дредноут, как гибко смогла
довольно значительная часть школ перегруппироваться, уйти oт вчерашней
одинаковости вслед за спросом своего нового потребителя. В одном из
таких лицеев я обнаружил не только собственное телевидение и прочие
новомодные технические штучки, которыми сейчас уже не особенно удивишь,
но и стопроцентную поступаемость выпускников в престижные столичные
вузы – вот уже третий год подряд.
Такая школа подчас даже пугает своей практичностью. Она чересчур
функциональна. Не любит философствовать, не очень внимательна к
эмоциональной жизни ребенка. Явно тяготеет к стандартам и не слишком
стремится помочь ученику проложить свой личный путь к познанию себя и
мира. Но ведь она и не может быть другой. Этот «холод государства», как
назвал его Ницше, имманентен казенной школе, он вне времени и
пространства, конкретного общественного строя.
Так, может, не стоит ждать от авторитарной школы того, чего она по
самой своей природе и не может дать ребенку? И что должна дать ему
нормальная семья, родители, чересчур поглощенные сегодня не всегда
обязательными приработками...
А вот чего можно добиваться от такой школы – так это ответственности за
то, чтобы авторитет учителя в ней строился не на его административной
власти, а на знании, на профессионализме, не на страхе и унижении
ученика, а на уважении его достоинства, соблюдении его прав как ребенка
и как гражданина. А чуткость, участие, любовь, сотрудничество – это,
что поделать, уж как получится...
Авангард сегодняшней авторитарной школы одержим охотой за новыми
образовательными технологиями. Иные авторы новых методик обогатились за
последние год-два как бутлегеры в эпоху американского сухого закона. Да
и слава Богу. Но технологичная школа востребует новый тип лидера – не
подвижника, не мессию, не хозяйственника и даже не педагога – а
школьного менеджера, профессионального управляющего.
Не устаю цитировать мою любимую байку от Хазанова. Приезжает зарубежный
корреспондент в колхоз, а там двое работают лопатами. Один выкапывает
яму, а другой тут же закапывает. «Почему этот второй закапывает яму?» –
спрашивает гость. «А это не второй, это третий, – отвечают ему. – А
второй, который должен был дерево посадить, не пришел...»
Спасибо, нашлись у нас в педагогике добрые люди. С песнями, под
гармошку, споро выкорчевали старый пень, выкопали на его месте яму.
Пожалуй, даже слишком большую. И ушли, посчитав дело сделанным.
И вот ведь загадка: кто придет следующим?
№ 18, 1994