Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Управление школой: контроль или поддержка?

Балабан Милослав

Новая жизнь без революции

Класс-школе не так просто превратиться в школу-парк. Но от некоторых пороков можно избавиться уже сейчас

Когда газета «Первое сентября» начинала выходить, мы чуть ли не в десяти номерах опубликовали записки Милослава Александровича Балабана. Тогда они произвели большое впечатление. Читатели приходили в редакцию, искали номера, просили издать отдельной книжкой. Прошло время. Нет, в стране не по­явились школы, работающие по Балабану, но педагогические идеи важны не только при точном воплощении в жизнь. Они расширяют кругозор, поражают читателя дерзкой мыслью: а может быть, я все делаю не так? Но если учителя или директора хотя бы раз в полгода не посещает эта мысль, то как же развиваться школе?

Все мы давно ощущаем, что реальный эффект класс-школы – это совсем не обучение знаниям, а развитие навыков и умений... подчиняться чужой воле.
Устанавливая режим абсолютной ценности единых и очень объективных истин казенного знания, класс-школа лишает ценности именно то, что тщетно пытается развить, – свое, личное и потому всегда особое сознание каждого ученика. Если необычный вопрос дошкольника еще связывают с детской прозорливостью, то такой же вопрос ученика (особенно в классе) считается глупым. Таким образом, всеобщее школьное образование выводит из обращения главную ценность каждой личности – ее самобытный взгляд на мир.
Двести лет экспансии публичного по своей природе механизма классно-урочной обработки и сортировки учащихся вывели школу из сферы частного права в казенное дело, где:
образование – уже не развитие своих, а усвоение чужих знаний по казенному списку учебных предметов;
умственное развитие – уже не степень реализации своих духовных потенций, а мера подчинения своего разума чужому;
даже память – уже не орган пластичного забывания как средство защиты своего сознания, а хранилище чужих знаний.
Правовая природа школьного недуга объясняет низкий системный эффект всех педагогических реформ: неизбежно казенный статус аттестатов и дипломов не позволяет вывести их за рамки административного права.
Но экономике хорошо известен вполне системный выход из такого правового тупика. Это монетарная терапия. Финансовая либерализация передает функцию реального контроля от администраторов частным потребителям и производителям. Наши эксперименты показали, что тот же системный эффект финансовой терапии может перевести весь организм массового образования в новую, более плодотворную фазу его развития.
Нам удалось выяснить, что даже столь простая финансовая инновация, как прямой ваучер, с которым ученик идет к учителю (минуя администрацию), неизбежно включает этот либеральный цикл. Он плавно выводит массовое образование в динамичный режим частного права, освобождая не только ученика, учителя и школу от властной опеки государства, но и само государство – от многих расходов. Прямой ваучер создает реальный, а не мифический рынок педагогических услуг, лишая сугубо публичного статуса:
отношения учителя с учеником – властные связи уступают место режиму частного общения с избранным тобой человеком;
школьный класс – замкнутая группа принудительного членства становится открытой студией свободного доступа;
аттестацию учащихся – этот публичный акт, делающий даже частные школы казенными конторами, снова станет частным (а потому гораздо более ответственным!) отзывом эксперта;
учебники и программы, которые из казенных орудий внешней сортировки учащихся по способностям вернутся в свое частное состояние – полезных справочников;
систему учебных ценностей – многие истины быстро станут частными мнениями.
За несколько лет такого естественного (хотя и странного для публичной идеологии класс-школы) развития массовая школа неизбежно станет мощной и богатой сферой педагогических услуг. Но для адекватного оздоровления системы образования за счет осторожного отстранения государства нужна более органичная концепция обучения и развития, чем те, что действуют сейчас. Правда, сугубо техническая природа многих явных пороков класс-школы позволяет уже сейчас содействовать этому, используя некоторые вполне традиционные средства, проверенные в надежных экспериментах. Таким образом, можно подготовить рецепты для конституционной реформы массовой школы, оставаясь в нынешних рамках административного права.

№ 67, 1996


Примечание от редакции.
Об идеях и практике парк-школы читайте в книге:
Балабан М.А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков. – М., 2001.

Рейтинг@Mail.ru