Декларация достоинства
Достоинство школы начинается с учителя? Нет, с директора. Что надо сделать, чтобы директор почувствовал себя человеком?
Эта декларация достоинства была составлена и опубликована несколько лет
назад. Ее написала большая группа директоров, съехавшихся на сбор
«Эврики» со всех концов страны.
Все переменилось в стране, но можно ли сказать, что
командно-административной системы больше нет?
И можно ли сказать, что директор школы – свободный педагог? Что
достоинство директора всюду стало залогом достоинства школы, которой он
руководит?
К директору школы нельзя относиться так же, как к директору фабрики или
завода. Он не чиновник среди других чиновников, он учитель. Он
оказывает влияние на учеников и учителей прежде всего своими личными
качествами. Директор школы – это национальное достояние.
Каждый, кто позволяет себе разговаривать с директором школы в
повышенном тоне, угрожать ему, кто заставляет директора быть униженным
просителем, кто лишний раз и по пустякам вызывает к себе руководителей
школы вместо того, чтобы прийти в школу, – словом, каждый, кто не
оказывает уважения к государственной должности директора, должен быть
осужден общественным мнением. Пока директор школы – директор, он должен
пользоваться абсолютным доверием.
Достоинство директора школы – достоинство школы. Он должен работать
спокойно и уверенно.
Мы служим детям, учителям, родителям, народу – и только им; мы служим
своей совести – и только ей.
Кто из нас сердцем чувствует это, тот никому не позволит унижать свое
достоинство.
Каждый директор школы знает, насколько мы все бесправны и беспомощны в
стремлении поддержать школьное хозяйство на должном уровне. Скажем лишь
одно: пока школьные преобразования не будут подтверждены экономически,
они останутся пустым звуком.
На вопрос: «Кто тормозит обновление школы?» – многие из нас должны
ответить: «Я». Потому что мне легче жить по сложившимся стереотипам.
Умом я понимаю, что надо работать по-другому, из книг и газет даже знаю
как. Но не могу сдвинуться с места.
Некоторые из нас придерживаются неписаного кодекса перестраховщиков –
моя хата с краю; сделаешь шаг – кто-то будет недоволен; когда в другой
школе применят новшество – тогда уж и я; главное – чтобы нельзя было
придраться.
Директор-трус сам теряет свое достоинство, так как все видят, что его
цель не благо школы, а должность.
Коллега-директор! Чего бояться? Мы все учителя. Снимут с поста
директора, но с учительской работы не снимут.
Успешное управление школой может быть только воодушевляющим. Сплачивать
коллег-учителей, поддерживать инициативу, укреплять их дух, прибавлять
им сил в труднейшей на земле работе – вот что мы должны делать, а вовсе
не «контролировать и руководить» в старом понимании этих слов.
Мы не должны превращаться в надзирателей, вытравим из себя
надзирательские замашки!
Не голый контроль, не командные методы руководства, а самоуправление
школой вместе с коллективом, вместе с родителями и учениками – вот что
вернет достоинство школе.
Не бойтесь нового, директор! Жизнь сама подскажет, действительно ли оно
новое и действительно ли передовое. Не присваивайте себе функций
высшего педагогического судьи, не оглядывайтесь на других, не бойтесь,
что вас осудят. Даже если новое и не во всем оправданно, это не
страшно, потому что с появлением нового растет энтузиазм учителя, а что
может быть дороже для школы?
Когда директор старается обновить школу, некоторые учителя не без
ехидства улыбаются: «Посмотрим, что из этого получится!»
Неприязнь к новому воспитывалась в нас десятилетиями под грохот
призывов ко всеобщему творчеству.
Будем справедливы: кто воспитал пассивного учителя? Разве не мы,
директора школ? Разве не мы годами давили на учителя, говоря: «Ты
должен эдак, ты должен так», – и монотонно повторяли: «Должен, должен,
должен», – не давая просвета? Разве не мы унижали достоинство учителя
мелочным контролем и формальными придирками? Разве не мы карали за
всякое отступление от формы?
Попробуем составить список обязанностей директора, и на первое место
выйдет самое главное: беречь достоинство учителя.
Униженный учитель, который идет в школу с нелюбовью, а то и со страхом;
учитель, которому директор уже в вестибюле может сделать замечание;
учитель, который всегда в дурном настроении, потому что школа испортила
его характер, – разве это учитель? Неуважаемый человек не может уважать
себя и не может уважать ребенка.
Присмотритесь: насилие проникло во все поры школьной жизни. Насилие над
совестью директора перешло в насилие над учителем, и расцветает насилие
учителя в классе, а затем оборачивается массовым насилием и жестокостью
наших учеников и выпускников в уличных сборищах, в армейской дедовщине,
в системе, которая держится на скрытом или открытом насилии.
Мы дошли до того, что руководимый нами учитель сеет не разумное,
доброе, вечное, а темные семена насилия сеет он. Мы же, отвечающие за
школу перед народом, поддерживаем его, а многие еще и подталкивают:
будь жестче, требовательнее, строже! Редко-редко учителей критикуют за
неуважение к ученикам, гораздо чаще за то, что они слишком уважительны
к ним.
Нам трудно видеть в ученике личность. Будем учиться этому!
Директор школы может войти в каждый класс, но не навреди, директор! Там
хрупкие отношения, не будь как слон в посудной лавке. Не требуй от
ребят того, чего ты не требуешь от себя.
Свои отношения с детьми строй с пониманием равенства взрослого и
ребенка.
Помни, что для директора одинаково важен любой ребенок, независимо от
того, как он относится к директору и как относится к нему коллектив.
Особенность директорского труда в том, что все школьные раздражения
персонифицируются в директоре. Не станем обижаться на это, будем каждую
вину принимать на себя, потому что в конечном счете на директоре вся
ответственность за нынешнюю и будущую жизнь его детей.
...Сколько говорят, сколько пишут о родительских собраниях, на которых
учителя позволяют себе вслух возмущаться детьми, отчитывать родителей,
как маленьких, ставить одних детей и родителей в пример другим.
Вот где и в самом деле надо применить власть! В нашей школе не должно
быть ни одного собрания, на котором родителям было бы не по себе, даже
если это родители самого слабого и непослушного ученика. Собрание не
место для проработок родителей. Школа – дом, где достоинство родителей
стараются возвышать.
Гордость школы – работа без вызовов родителей и без жалоб родителям на
детей.
Есть случаи, когда надо построже спросить с себя и самому уйти с
директорского места.
Если ты видишь, что оценки начальства тебе дороже, чем мнение коллег,
отношение детей и уважение родителей, – уйди.
Если чувствуешь недоверие сильного, энергичного, новаторского
коллектива – уйди.
Если потерял в себе учителя, стал функционером-администратором – уйди.
Если тебе то и дело приходится портить отношения, кричать, угрожать и
прибегать к административным мерам – уходи быстрее.
Но бывает и так, что коллектив, сплотившийся на поблажках друг другу и
не желающий ничего нового, становится тормозом, – тогда не уходи.
Взращивай единомышленников – и ты победишь.
Бывает, что борьба за достоинство школы становится изнурительной, тебе
буквально перекрывают кислород, и хочется все бросить – не сдавайся, не
уходи, не предавай свой коллектив.
Если есть у тебя цель, если с тобой дети и коллектив учителей – не
уходи, даже если кажется, что больше не выдержать.
Достоинство наше порушено, само собой оно не вернется. Нужно много сил,
чтобы восстановить его. Мы надеемся, что эта декларация достоинства
придаст вам силы.
№ 33, 1992