Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2014
Управление школой: контроль или поддержка?

Декларация достоинства

Достоинство школы начинается с учителя? Нет, с директора. Что надо сделать, чтобы директор почувствовал себя человеком?

Эта декларация достоинства была составлена и опубликована несколько лет назад. Ее написала большая группа директоров, съехавшихся на сбор «Эврики» со всех концов страны.
Все переменилось в стране, но можно ли сказать, что командно-адми­нистративной системы больше нет?
И можно ли сказать, что директор школы – свободный педагог? Что достоинство директора всюду стало залогом достоинства школы, которой он руководит?

К директору школы нельзя относиться так же, как к директору фабрики или завода. Он не чиновник среди других чиновников, он учитель. Он оказывает влияние на учеников и учителей прежде всего своими личными качествами. Директор школы – это национальное достояние.
Каждый, кто позволяет себе разговаривать с директором школы в повышенном тоне, угрожать ему, кто заставляет директора быть униженным просителем, кто лишний раз и по пустякам вызывает к себе руководителей школы вместо того, чтобы прийти в школу, – словом, каждый, кто не оказывает уважения к государственной должности директора, должен быть осужден общественным мнением. Пока директор школы – директор, он должен пользоваться абсолютным доверием.
Достоинство директора школы – достоинство школы. Он должен работать спокойно и уверенно.
Мы служим детям, учителям, родителям, народу – и только им; мы служим своей совести – и только ей.
Кто из нас сердцем чувствует это, тот никому не позволит унижать свое достоинство.
Каждый директор школы знает, насколько мы все бесправны и беспомощны в стремлении поддержать школьное хозяйство на должном уровне. Скажем лишь одно: пока школьные преобразования не будут подтверждены экономически, они останутся пустым звуком.
На вопрос: «Кто тормозит обновление школы?» – многие из нас должны ответить: «Я». Потому что мне легче жить по сложившимся стереотипам. Умом я понимаю, что надо работать по-другому, из книг и газет даже знаю как. Но не могу сдвинуться с места.
Некоторые из нас придерживаются неписаного кодекса перестраховщиков – моя хата с краю; сделаешь шаг – кто-то будет недоволен; когда в другой школе применят новшество – тогда уж и я; главное – чтобы нельзя было придраться.
Директор-трус сам теряет свое достоинство, так как все видят, что его цель не благо школы, а должность.
Коллега-директор! Чего бояться? Мы все учителя. Снимут с поста директора, но с учительской работы не снимут.
Успешное управление школой может быть только воодушевляющим. Сплачивать коллег-учителей, поддерживать инициативу, укреплять их дух, прибавлять им сил в труднейшей на земле работе – вот что мы должны делать, а вовсе не «контролировать и руководить» в старом понимании этих слов.
Мы не должны превращаться в надзирателей, вытравим из себя надзирательские замашки!
Не голый контроль, не командные методы руководства, а самоуправление школой вместе с коллективом, вместе с родителями и учениками – вот что вернет достоинство школе.
Не бойтесь нового, директор! Жизнь сама подскажет, действительно ли оно новое и действительно ли передовое. Не присваивайте себе функций высшего педагогического судьи, не оглядывайтесь на других, не бойтесь, что вас осудят. Даже если новое и не во всем оправданно, это не страшно, потому что с появлением нового растет энтузиазм учителя, а что может быть дороже для школы?
Когда директор старается обновить школу, некоторые учителя не без ехидства улыбаются: «Посмотрим, что из этого получится!»
Неприязнь к новому воспитывалась в нас десятилетиями под грохот призывов ко всеобщему творчеству.
Будем справедливы: кто воспитал пассивного учителя? Разве не мы, директора школ? Разве не мы годами давили на учителя, говоря: «Ты должен эдак, ты должен так», – и монотонно повторяли: «Должен, должен, должен», – не давая просвета? Разве не мы унижали достоинство учителя мелочным контролем и формальными придирками? Разве не мы карали за всякое отступление от формы?
Попробуем составить список обязанностей директора, и на первое место выйдет самое главное: беречь достоинство учителя.
Униженный учитель, который идет в школу с нелюбовью, а то и со страхом; учитель, которому директор уже в вестибюле может сделать замечание; учитель, который всегда в дурном настроении, потому что школа испортила его характер, – разве это учитель? Неуважаемый человек не может уважать себя и не может уважать ребенка.
Присмотритесь: насилие проникло во все поры школьной жизни. Насилие над совестью директора перешло в насилие над учителем, и расцветает насилие учителя в классе, а затем оборачивается массовым насилием и жестокостью наших учеников и выпускников в уличных сборищах, в армейской дедовщине, в системе, которая держится на скрытом или открытом насилии.
Мы дошли до того, что руководимый нами учитель сеет не разумное, доброе, вечное, а темные семена насилия сеет он. Мы же, отвечающие за школу перед народом, поддерживаем его, а многие еще и подталкивают: будь жестче, требовательнее, строже! Редко-редко учителей критикуют за неуважение к ученикам, гораздо чаще за то, что они слишком уважительны к ним.
Нам трудно видеть в ученике личность. Будем учиться этому!
Директор школы может войти в каждый класс, но не навреди, директор! Там хрупкие отношения, не будь как слон в посудной лавке. Не требуй от ребят того, чего ты не требуешь от себя.
Свои отношения с детьми строй с пониманием равенства взрослого и ребенка.
Помни, что для директора одинаково важен любой ребенок, независимо от того, как он относится к директору и как относится к нему коллектив.
Особенность директорского труда в том, что все школьные раздражения персонифицируются в директоре. Не станем обижаться на это, будем каждую вину принимать на себя, потому что в конечном счете на директоре вся ответственность за нынешнюю и будущую жизнь его детей.
...Сколько говорят, сколько пишут о родительских собраниях, на которых учителя позволяют себе вслух возмущаться детьми, отчитывать родителей, как маленьких, ставить одних детей и родителей в пример другим.
Вот где и в самом деле надо применить власть! В нашей школе не должно быть ни одного собрания, на котором родителям было бы не по себе, даже если это родители самого слабого и непослушного ученика. Собрание не место для проработок родителей. Школа – дом, где достоинство родителей стараются возвышать.
Гордость школы – работа без вызовов родителей и без жалоб родителям на детей.
Есть случаи, когда надо построже спросить с себя и самому уйти с директорского места.
Если ты видишь, что оценки начальства тебе дороже, чем мнение коллег, отношение детей и уважение родителей, – уйди.
Если  чувствуешь недоверие сильного, энергичного, новаторского коллектива – уйди.
Если потерял в себе учителя, стал функ­ционером-администратором – уйди.
Если тебе то и дело приходится портить отношения, кричать, угрожать и прибегать к административным мерам – уходи быстрее.
Но бывает и так, что коллектив, сплотившийся на поблажках друг другу и не желающий ничего нового, становится тормозом, – тогда не уходи. Взращивай единомышленников – и ты победишь.
Бывает, что борьба за достоинство школы становится изнурительной, тебе буквально перекрывают кислород, и хочется все бросить – не сдавайся, не уходи, не предавай свой коллектив.
Если есть у тебя цель, если с тобой дети и коллектив учителей – не уходи, даже если кажется, что больше не выдержать.
Достоинство наше порушено, само собой оно не вернется. Нужно много сил, чтобы восстановить его. Мы надеемся, что эта декларация достоинства придаст вам силы.

№ 33, 1992

Рейтинг@Mail.ru