Исполнимая заповедь
Одна из редких радостей жизни – вдруг вслушаться в слово и
понять его точный смысл. Слово – как книга, в которой находишь новое
каждый раз, когда перечитываешь ее, и это кажется чудом.
Недавно включил телевизор, а там незнакомый мне человек, так и не знаю,
кто это был, говорил о том, что соблазняться – это хорошо, и даже
употребил такое странное выражение, как «исполнение соблазна». Было
очевидно, что он не понимает значение слова «соблазн» и думает, что это
то же самое, что и желание. Но соблазн-то всегда связан с грехом, с
внутренним или внешним запретом. Можно соблазниться, можно удержаться
от соблазна, но чтобы соблазн исполнился?
Ерунда.
А на днях, размышляя о чем-то, я неожиданно для себя услышал, что
скрывается за словом «оскорбить».
О-скорбить – вовсе не задеть, не обидеть, а поселить скорбь в душе
человека. Вызвать скорбь, нагрузить скорбью как тяжелой ношей.
Такова же конструкция обычных слов о-печалить, о-золотить, об-надежить,
об-радовать. Так же устроены нелепые современные неологизмы вроде
о-билетить (всем раздать билеты в автобусе) или о-товарить.
Интересно слово «обеспечить»: больше не надо печься, ты избавлен от
заботы. Был о-забочен, пекся, стал о-беспечен.
Но вернусь к слову «оскорбить». Часто пишут: «Учитель должен следовать
клятве Гиппократа «Не навреди!».
Конечно, не навреди. Но, к сожалению, учителю не всегда дано знать, не
вредит ли он ученику. Он заставляет делать уроки – это на пользу
ребенку или во вред? Неизвестно, одному на пользу, десяти во вред. Один
приобретает привычку сидеть над учебником, у десяти задания на дом
вызывают стойкое, на всю жизнь, отвращение к учению. Учитель ставит
плохую отметку – это на пользу? Кому-то на пользу, будет лучше учиться;
кому-то – страшный вред: его представление о самом себе, Я-образ,
важнейшее в психике человека, ухудшается, что может вызвать весьма
дурные последствия. Учитель химии так хорошо преподает, что полкласса
идет в химики, – хорошо это или плохо? Не навредил ли он кому-нибудь
страстным своим преподаванием, не испортил ли чью-то судьбу?
Нет, не знаю, как у врачей, а педагогу заповедь «Не навреди!» исполнить
трудно. Педагог имеет дело не просто с ребенком, но и с его судьбой, а
кто может знать судьбу человека?
Но вот важнейшая и вполне исполнимая заповедь для учителя (да и для
каждого человека): не оскорби! Не вызывай скорбь в душе другого! Делай
все, что нужно, для исполнения учительского твоего долга, но так, чтобы
не вызывать скорбь.
Оскорбленный скорбит. Он не может успокоиться. Обида проходит, а
скорбь, вызванная оскорблением, не утихнет никогда – она на всю жизнь.
Десять лет пройдет и двадцать, а все равно будет на душе скорбь –
оскорбления не забываются.
Увы, мы, учителя, так устроены. Дети ведут себя дурно, ударил бы – да
нельзя. А так хочется отомстить, чтобы сохранить свое достоинство.
И тогда мы о-скорбляем обидчика: вот тебе!
А то и без всякого повода оскорбляем, пользуясь правом сильного.
...Иногда я думаю, что нет человека более грешного, чем учитель; и кто
же отпустит нам наши прегрешения? Перед кем покаяться? Как внушить себе
на всю жизнь: не оскорби?
№ 130, 1994