От учителя ждут не суда, а милости
Из интервью для своей газеты
...В классе всегда есть разные социальные группы.
Бедные и богатые. Кроме того, есть глупые и умные. Добрые и злые. Класс
для ребенка – главная модель общества. Очень емкая и очень серьезная
модель, не менее важная, чем семья. В классе ты глубже всего понимаешь
людей. Отношения в классе для ребенка не менее важны, чем отношения с
родителями.
...Детский коллектив может быть очень жестоким, очень несправедливым. К
сожалению, учителя обычно не замечают, насколько трагичной и
мучительной может быть обыденная детская жизнь.
Разве что знают, кто в кого влюбился – максимум осведомленности. Мы не
понимаем подлинной силы детских страстей и страданий…
Но вместе с тем мы не имеем права вмешиваться в отношения детей. Мы
должны просто создавать общий добрый климат отношений, атмосферу,
исключающую зло и обиды. Не должно быть насильственного внедрения,
вмешательства добра.
...Глубокое проникновение в мир детских переживаний означает не
разрушение собственной личности, а напротив, созидание ее,
самосозидание на других основах.
Когда меня просили выступить в школе, я всегда ставил условие: на
полчаса не согласен, согласен не меньше чем на четыре часа беседы. И
когда садишься с ребятами разговаривать с семи часов вечера до
одиннадцати – чистое счастье! И для них, и для меня. И о себе узнаешь
многое, в тебе неожиданно поднимаются лучшие чувства – самые высокие,
самые прекрасные. Так появляется великое чувство Встречи. Все, что
называется любовью с первого взгляда, встречей любящих сердец. Есть
такая теория – учение как Встреча. Встреча с главным человеком,
определяющая и направляющая твою жизнь.
Беседовала Евгения Долгинова
№ 94, 1996