Умирает ли коллективизм?
Что сегодня предложить взамен таким привычным пионерско-комсомольским слетам, линейкам и конференциям?
Первый путь – самый простой и доступный – последовать рыночной
философии выживания. В рынке каждый при своих заботах и интересах,
каждый идет к успеху своей дорогой, и значит, не стоит задумываться,
кем и зачем быть. Конечно, индивидуалистом (в хорошем смысле этого
слова), живущим для себя и своей семьи.
Во многих школах не мучатся проблемой – что предложить взамен. Решив,
что любая попытка к объединению детей – насилие над личностью,
отказываются от объединения вообще.
Но выходит, что, поглощенные своими проблемами, взрослые забыли про
детей, которым с непривычки трудно сориентироваться – что им нужно, а
без чего обойдутся. Они, конечно, куда-нибудь все равно приткнутся: те,
кто побойчей, пойдут драить стекла «вольво» и «мерседесов», те, кто
спокойней и ранимей, уйдут в церковь. Но не обернется ли этот уход от
общения в дальнейшем комплексом неполноценности?
Да разве только дети, разве взрослые со временем не почувствуют
ущербность от замкнутости и одиночества? Обособленный от сообщества
себе подобных человек никогда не ощутит радости и удовлетворения от
результатов совместного дела (не стоит понимать это в том вульгарном
смысле, который нам преподносился).
К этой истине Запад пришел гораздо раньше нас. Пока мы, разъедаемые
амбициями и больным самолюбием, обособляемся друг от друга, люди
западных держав делают первые шаги к объединению. Это состояние можно
назвать как угодно – коллективизмом или сообществом, взаимопомощью или
сотрудничеством: главное в том, что оно ничуть не похоже на недавнее
наше прошлое.
Значит, все-таки путь второй – от бывшего сообщества к сообществу
будущему? Но каким оно видится? По мнению некоторых исследователей этой
проблемы, детские сообщества должны возникать ситуативно. Возникать и
пропадать, как только ребята достигнут того, что и намечали. Лучше
навсегда забыть об обязательности.
И есть лишь один способ не втиснуть новое в заскорузлые рамки очередной
программы – не вмешиваться в жизнь детей, но помогать им. Как только
дети начинают собираться вместе, между ними строятся определенные
отношения, вырабатываются свои нормы поведения, ценные именно тем, что
никто их не привносил, а тем более не насаждал. Так не надо им мешать?
Такое кажется нереальным. Но все это уже было в истории педагогики.
Всплеск 60-х – коммунарское движение. Оно не вписывалось ни в какую
формулу и уже одним фактом своего существования раздражало Систему. В
коммунарстве бурлила подлинная детская жизнь, во многих местах движение
начиналось не по мановению дирижерской палочки взрослых, а от детей.
Дети и взрослые доверяли друг другу, они вместе думали и вместе искали.
Любой признавался не за какие-нибудь заслуги, а за то, что он просто
есть. Обсуждали не конкретного человека, а поступок.
Так вырабатывались свои нормы. И в отличие от того, как было в
коллективе, санкций за их невыполнение не существовало никаких, в
нормальном сообществе это не допускается, потому что цель его – не
топтать и не унижать, не давать возможности маленькой группке
реализовать себя за счет остальных, а дать право реализоваться всем.
№ 22, 1992