Один учитель – двести учеников
Что скрывается за модными призывами к индивидуальному подходу
Когда нашего учителя спрашивают о работе, он обычно отвечает,
сколько у него часов нагрузки и сколько подготовки. Во всем мире
по-другому. Там счет идет на учеников: «У меня 150 учеников» – это
значит, учитель преподает химию или математику примерно в пяти классах.
Этот счет – не на часы и классы, а на детей – представляется более
точным.
Учитель учит ребенка, а не класс.
И пожалуй, ни о чем так часто не говорят у нас, как об индивидуальном
подходе. Появилась мода на индивидуальные карточки.
Учителя ночами не спят, делают эти карточки, а на контрольных раздают
их, строго соблюдая индивидуальный подход: сильному – посложнее,
слабому – попроще.
Это считается вершиной мастерства. На самом деле нет ничего вреднее.
Ученикам эти карточки как бы внушают: ты – сильный, а ты – слабый, с
тебя и спроса нет. Сделай хоть что-нибудь, получи свою тройку. Карточка
для слабого – как знак неполноценности.
Смысл же индивидуального подхода – в личном учительском одобрении,
обнадеживании. Учитель общается с учеником один на один, чтобы
поддержать его, придать ему сил, открыть путь: ничего не пропало!
Задания могут быть разными, но секрет в том, чтобы ученик – сам! –
выбирал, какой сложности задачу ему взять.
Виктор Федорович Шаталов изобрел такой простой прием. Он предлагает,
например, пятиклассникам десять примеров и задач на весь урок –
контрольную. Лист с примерами лежит перед каждым. Сам оцени сложность
каждого примера, сам реши на отдельном листочке – и тут же сдай
учителю; он, взглянув на листок, сразу скажет тебе, решил ты или нет, –
сразу, а не на другой день и не через неделю. Решил – берись за другой
пример, ищи полегче, оценивай. А так как листочки сдаются учителю, то
сосед не может списать...
Оценим: всем дают одно и то же задание, для учителя все равны, учитель
верит в каждого – это важнее всего на уроке, важнее даже самой
математики. Учитель ребенка не математике учит, а отношению к самому
себе, учит верить в себя и не бояться математики. Математика – лишь
препятствие на жизненном пути, с которым надо справиться, математика
служит укреплению характера.
И вот дети-пятиклассники, сначала оторопев перед списком трудных задач,
постепенно берутся за одну, потом за вторую и к концу урока бегом
мчатся к учительскому столу, чтобы сдать листок с задачкой и приняться
за следующую, успеть.
Вот генеральное направление методик, которые легли в основу педагогики
сотрудничества: учитель ведет занятия с целым классом, но так, чтобы
каждый в этом классе чувствовал себя единственным, особым, отдельным.
Можно сказать, все находки педагогов-новаторов сводятся к одному:
изобрести способ, при котором учитель мог бы заниматься с классом,
никак не разделяя детей по способностям и не прибегая к утомительным
дополнительным занятиям, – и в то же время дать каждому ребенку
возможность проявить себя.
Для этого же – разделение класса на малые группы. В маленькой группе,
получившей общее задание, основную часть работы конечно же возьмет на
себя сильный ученик. Но и слабый сможет принять участие в работе –
хоть какое-нибудь. А так как группы постоянно меняются, то слабый в
одной группе может оказаться сильным в другой. Важно, чтобы ребенок
почувствовал себя способным. Это была одна из самых важных идей Василия
Александровича Сухомлинского: каждому – без исключения – ученику дать
возможность показать себя.
Еще раз скажем: индивидуальный подход не для того, чтобы дотащить
ученика до тройки и создать видимость успеваемости, а для того, чтобы
прибавить внутренних сил ребенку, дать ему возможность победить,
заслужить похвалу. Индивидуальный подход не должен вести к разъединению
детей.
...В последние десятилетия все больше входит в моду эвристический метод
преподавания: искусной беседой, хитроумными вопросами мастер-учитель
подводит класс к решению проблемы. Считается, что учитель не навязывает
готовое решение или определение, а заставляет учеников думать, учит их
думать и анализировать. Никакой зубрежки, свободный полет мысли, дети
развиваются на глазах…
Но вглядитесь внимательно в класс, перед которым стоит учитель-мастер,
вдохновенно дирижирующий коллективной мыслью своих учеников: тянут руки
и отвечают лишь самые быстрые умом, самые активные. А остальные не
успевают за мыслью товарищей, и глаза их гаснут. Они все время
чувствуют себя негодными, они не выдерживают темпа и состязания. А
вопросы – один за другим. Если вопрос такой, что на него разом и
мгновенно могут ответить все, – значит, он малоценен. Если он чуть
труднее – он разделяет детей. Об индивидуальном подходе тут и речи быть
не может, класс представляется учителю как единый мозг, в котором
происходят процессы познания.
Вот самое страшное в школе: класс – как одна голова. Одна душа, одно
общее душевное движение, единый порыв – это прекрасно.
Одна голова, один образ мысли, общее движение от вопроса к ответу –
опасны, хотя и приносят удовлетворение учителю.
Нынешняя школа – в тисках противоречий: нельзя оставаться на месте, но
и неизведанное, новое не всегда ведет к лучшим результатам. Старые
педагогические штампы изнуряют учительскую душу, новые модные – вроде
индивидуального подхода – иногда оказываются демагогическими. Где же
выход? Он вечен: искать. Если у меня двести учеников, я должен найти
способ учить их так, чтобы каждый из двухсот чувствовал себя человеком,
а не деталью школьной машины, и чтобы я, учитель, при этом не
измотался, не озлобился, не погас.
А начать можно с малого: будем измерять объем своей работы не часами,
не классами, а детьми: «У меня двести учеников». Тогда и мысль пойдет
по-другому. В другом направлении.
Тогда осторожнее будем говорить об индивидуальном подходе.
№ 11, 1995