Дети второго сорта?
А как вы относитесь к разделению детей по способностям?
Детей делят по способностям. Мы несколько раз возвращались к
этой проблеме: у нее много сторонников и еще больше противников.
Конечно, всегда есть несколько точек зрения. И каждая из них имеет
право на существование.
Говорят, что подобные эксперименты – ради ребенка. Сильный больше
узнает, слабому будет легче учиться. Говорят, что учителю гораздо
интереснее и проще работать с учениками одного уровня развития.
Говорят, что сама природа делит людей на более или менее способных.
Да, может быть, в классе слабых упрощенная программа принесет временное
облегчение детям. Но что потом? Что станет с выпускниками второсортных
классов, когда они повзрослеют?
Конечно, в любом классе есть несколько учеников, с которыми учителю
трудно справляться. И некоторые учителя признаются: да, хотели бы,
чтобы из класса одного или двух таких убрали. Осуждать учителей за это
трудно.
Но с этого, наверное, все и начинается: кажется, уберешь одного
неугодного, и все образуется, урок станет интереснее. Так идея
разделения рождается в голове уставшего учителя.
Письма учителей подтверждают: класс отстающих в школьном просторечии
называется классом дураков. И дети агрессивно заявляют: «Что вы от нас
хотите? Мы же – дураки!» Участь тысяч и тысяч детей решается
экспериментаторами, селекционерами от педагогики (по точному
определению еще одного нашего читателя).
А представьте себе чувства родителей «отбракованных» учеников.
Представьте их унижение и страх за ребенка, у которого есть все шансы
стать человеком второго сорта.
...Делить детей по способностям пробовали многие. И в другие времена, и
в других странах. Но в итоге подавляющее большинство учителей приходят
к мысли: это заводит школу в тупик, выбраться из которого невероятно
трудно.
Тем, кто решается на такой эксперимент, нужно отдавать себе отчет:
разделение детей необратимо! Когда через год-другой вы решите, что не
получили желаемого результата, знайте, что снова объединить классы
будет уже невозможно. Об этом предупреждают западные учителя,
осознавшие катастрофические последствия таких реформ. Об этом же
говорят и многие письма наших читателей.
В Америке проводили специальные исследования, которые показали, что в
общем классе отстающему ребенку лучше и, что особенно важно, он в целом
не влияет на успехи других детей. Появились даже законы штатов и
федеральные законы, требующие объединять спецклассы и спецшколы с
обычными.
Позиция «ПС» в этом вопросе однозначна: мы против разделения детей по
способностям.
Школа рано или поздно заканчивается. А жизнь продолжается. И
как можно сохранить внутреннее достоинство, если с детства на ребенке
клеймо неполноценного? Подумайте, вправе ли вы взять на себя
ответственность за то, что, просто разделяя детей на классы с разными
способностями, вы кого-то уже сейчас вычеркиваете из нормальной жизни?
№ 29, 1995