Упорное неприятие новых идей – вечная беда школы
Альтернативные школы не любят во всем мире. Но не будет альтернативы, и вечно дети будут изнывать на уроках, вечно учителя будут надрываться и кричать, и вечно будем мы с пафосом твердить, что школа должна учить мыслить
Учитель, которого можно отнести к новому поколению новаторов,
рассказывал мне на днях:
– Прихожу в роно, или как оно теперь называется, а мне и
говорят: «Ну что вы все выдумаете? Ну какие еще альтернативные школы?
Уже все есть, все определено, уже даже вариативное обучение внедрили.
Что вам еще надо? Что вы никак не успокоитесь?»
Это новое и по-новому опасное явление. Где-то там наверху людям
кажется, что если они написали десять или сорок базовых планов, то этим
все исчерпано. Можно остановиться.
В самом деле, сорок базовых планов на выбор – это ли не свобода? Это ли
не победа? Журналист, подавленный значительностью слова
«вариативность», робко спрашивает на пресс-конференции:
– Но ведь в сельских-то школах никакого вариативного обучения
нет?..
– Как это нет! – грозно отвечают ей. – Поезжайте в такую-то и
такую-то области, там все есть.
Я расспрашивал ходоков из одной такой области – ничего там нет. Все тот
же базовый план в каком-нибудь из вариантов. Да, в школах многое
изменилось. Люди стараются, работают, изобретают базовые планы и
стандарты. Но ни то, ни другое не меняет сути школы и, следовательно,
не улучшает ее.
Сейчас стали модными два утверждения: а) будто наша советская школа
была лучшей в мире, потому что мы первые в мире запустили спутник
(какие еще нужны доказательства?), б) эта лучшая в мире школа теперь
разрушается, разваливается, гибнет на глазах.
И то и другое утверждение ложно. Наша школа не была лучшей, несмотря на
то, что ее программы были сильнее заграничных, а учебники содержали
больше сведений, чем заграничные. Но ведь учебники и программы – это
еще не школа. Мы побеждали весь мир по степени показушности. Нигде не
было такого разрыва между требованиями к ученику и его, ученика,
реальными достижениями. Многим наша школа нравится больше: я отношусь к
их числу. Но поостережемся выставлять баллы. Американцы сейчас догнали
нас в спутниках; догоним ли мы их когда-нибудь в числе нобелевских
лауреатов? По спутникам и лауреатам судить о школе нельзя.
И уж конечно неправда, что образование разрушается. Боюсь, что
заявления подобного рода делают не из любви к школе, которая во многом
нуждается, а из политических соображений. Многим очень выгодно
провозглашать неминуемую гибель культуры.
Если действительно что-нибудь погубит нашу школу, так это упорное
неприятие новых идей. Микроб, разрушающий школу, называется
Уже-Все-Есть-И-Больше-Ничего-Не-Надо.
Альтернативные школы не любят во всем мире. Несмотря на героические
усилия всевозможных школьных изобретателей, новые идеи, новые схемы
распространяются крайне медленно и быстро глохнут. Оттого-то и
появляется скептическое отношение к ним: да не надо нам, говорят,
никакой альтернативы, уже все есть. Но не будет альтернативы, вечно
будут родители бранить нашу лучшую в мире школу, вечно будут дети
изнывать на уроках, вечно учителя будут надрываться и кричать, и вечно
будем мы с пафосом твердить, что школа должна учить мыслить.
Недавно мне рассказывали про заведующую роно, которая, иронически
переиначивая слова печально известного политика, заявляет: «Не говорите
мне про детское творчество! При слове «творчество» я хватаюсь за
пистолет».
Действительно, надоело. Действительно, пока что ничего не получается.
Но тем жарче надо нам поддерживать все то, что похоже на альтернативную
школу.
№ 5, 1996