Филякина Лидия, Шарова Елена
История одной "семейки"
О том, как однажды собрались родители и сделали школу...
Лидия Константиновна Филякина работает в школе тридцать шестой
год. Вместе с Евгением Шулешко они разработали удивительную систему
принципов и методов начального образования. Теперь ее увлекла иная
надежда: помочь знакомым родителям создать полушколу-полуклуб семейного
образования. Так самые тонкие педагогические методики соединились с
простодушным родительским порывом пожить с детьми общей жизнью. И вот
«Семейка» стала маленьким островом внутри огромного УВК «Измайлово»
знаменитой московской школы Александра Рывкина. Рассказывает Лидия
Филякина.
…Возрождение школы должно начаться с родителей! Они нужны мне в
классе для того, чтобы у мам, пап и бабушек с дедушками была
возможность с отзывчивостью относиться ко всему, что делает малыш. И
тут двое пап пришли с предложением: давайте соберем образованных
родителей и будем учить детей сами. Один – рисованию, другой – музыке,
третий – математике, четвертый – языкам. Я сразу загорелась.
Первая «Семейка» была сделана для многодетных семей, чтобы они могли
привести сюда всех своих ребят, даже маленьких, с двух лет. Если
ребенку здесь хорошо, а рядом брат или сестра, он потихоньку,
потихоньку всему учится. В семейной школе очень важны старшие дети:
когда мы занимаемся, например керамикой, подросток оказывается самым
талантливым и умелым, а младший учится не по объяснениям взрослых, а
повторяет то, что делает брат или сестра, – снимает информацию с рук, а
не с языка. Правда, нередко бывает, что малыш не хочет делать как
другие, а упорно занимается чем-то своим, например, лепит и лепит
змеек, но потом вдруг наступает качественный скачок – и рождается нечто
новое. И то, что рождается, это и есть плод душевного содружества.
…Почти все занятия ведут родители. Мой опыт, конечно, активно
используется: русский мы делаем на музыке и движении, безударные
гласные осваиваем на говоре разных российских областей. Для этого я
ввожу красивые стенографические знаки – на них и по-английски можно
писать. Чтение – это вообще форма самоутверждения: ребенок знает буквы,
а потом вдруг р-раз – и зачитал. Это происходит мгновенно, но когда
возникнет это мгновение, непонятно. У одного в три с половиной, а в
основном в четыре – здесь никто никого не торопит и ничего не требует.
Если человек решил, что он читатель, он начинает читать.
Мы читаем книги, а наш букварь – песенник. Там есть и послоговый текст,
и обычный. Чтение через музыку снимает все зажимы, потому что человек
поет. В песне не скажешь «в (пауза) лес» – получается гладко: «в лес».
Мы все делаем для того, чтобы он зацепился за паутинку букв, чтобы у
него образы слов появились, занятия художеством – это тоже к тому же.
Рождение слова – это рождение образа, поэтому я и говорю об образовании.
Пошел ребенок в первый класс, не получается у него читать, а мама с ним
читает, читает и читает. Но так делать нельзя. А если ребенок внезапно
сумел прочитать на улице слово, из маминой груди вырывается такой
восторженный возглас, что хочется совать нос во все книги.
…Математика у нас оречевленная. По образованию я учитель физики и,
когда только перешла в начальную школу, долго думала: что же такое
математика? Один плюс один – этому же каждый может научить! Потом
поняла, что работа учителя – это не просто предмет, это общенческая
работа, умение строить контакты. Учитель постоянно учится у ученика его
личному движению – и это каторжная работа. Когда я пришла в начальную
школу, для меня было очень важно, чтобы ребенок видел не затылок, а
глаза другого, потому что дети учатся друг у друга больше и лучше, чем
у учителя. Стоит учитель – все взгляды прикованы к нему, и если ребенок
что-то прослушал, он это пропустил, не научился, а если он учится
вместе со своим товарищем, ничего подобного не происходит. Дети
становятся зеркалом тех, кто с ними работает.
…Еще очень важная вещь, к которой все мы приучались: относиться к
каждому не как к одному из учеников класса, а как к единственному в
своем роде человеку. И если у него что-то не выходит, все сочиняют ради
него. Такой персонализации везде не хватает.
Рассказ Лидии Филякиной записала Елена ШАРОВА
№ 118, 1997
Примечание от
редакции.
Подробнее
с замыслами и приемами «интуитивно-образной педагогики» Л.К.Филякиной
вы можете познакомиться в книгах:
Филякина Л.К. Математические вариации. – М., СПб., 2014.
Патрушина Т.А., Филякина Л.К. Первоклассник на пороге школы: советы
родителям, советы учителям. – СПб., 2009.