Только школа знает, какой учитель ей нужен
Оказывается, школы могут самостоятельно готовить кадры
Проблема педагогического высшего образования существует не
только в нашей стране. В мире тоже никто не может толком решить эту
задачу.
Оказывается, научить учителя в тысячу раз сложнее, чем инженера или
даже врача.
Можно, конечно, сказать, что в педагогических вузах работают скучные
люди, не знающие школьной жизни. Но это не всегда и не совсем так, да и
дело-то не в качестве образования.
Можно увеличивать число профессиональных предметов, вводить
индивидуальные планы, придумывать хитроумные тесты, позволяющие
проверить уровень подготовленности студентов. Кстати, Запад, активно
применяющий различные тестирования, приходит к тому, что тест не
способен выявить истинное положение дел.
Можно знакомить студентов со всеми новыми методами, заставлять учить
психологию, но ситуация не изменится.
Да и есть ли такое знание, такое умение, есть ли такой ключик, с
помощью которого можно открыть дверь в настоящее учительство?
Студентка-пятикурсница, отличница, легко находящая дорожки к детским
сердцам, пришедшая в пединститут с твердым намерением быть учителем,
теперь от этой мысли почти отказалась. Объясняет это так: я перестала
ощущать в этой профессии творческое начало.
Скажут: а где она это творчество собралась искать? Но дело не в том,
что в другой профессии она надеется творить, а в том, что ее личное,
может быть, идеальное представление об учителе после пяти лет учебы
рассеялось. Что из того, что представление было идеальным? Ведь
идеальный – это и содержащий главную идею, разве не так?
...Про то, что учительство, как и актерство, – это способ жить, сказано
много. Так может быть, учить учителя надо так же, как учат актера?
Педагогическая
студия
Лет пять назад в Школе самоопределения А.Н.Тубельского начался
эксперимент.
Александр Наумович объявил набор на экспериментальный курс-студию. Это
означало, что студенты в течение всех пяти лет будут учиться в основном
в школе.
Сейчас бывшие студийцы уже с трудом вспоминают, как все начиналось. Как
сдавали они необычные вступительные экзамены, включавшие помимо обычных
предметных испытаний собеседование и своеобразный бенефис, на котором
абитуриент должен был по возможности показать все, на что он способен.
Таким образом в студии оказались десять человек. Студенты зажили очень
сложной, во многом лишенной беспечного очарования студенчества, но
интересной и вполне профессиональной жизнью.
В чем заключалась учеба студийцев помимо обычных лекций и семинаров,
которые они все-таки посещали в базовом институте, хотя это и было
достаточно сложно, и прежде всего потому, что расписание уроков в школе
и занятия в институте часто пересекались? Помимо непосредственной
работы в классе они посещали уроки других учителей, затем проводили
анализ увиденных уроков вместе с преподавателями и психологом. Студенты
участвовали в различных педагогических семинарах, пытались ходить на
уроки в другие школы. Интересно, что школы с изюминкой, не такие, как
все, принимали их с удовольствием, а вот обычные муниципальные
почему-то неохотно пускали к себе студентов-студийцев.
Базовый институт испытывал к своим не совсем родным детям сложные
чувства. Честно говоря, он попросту почти не вспоминал о них, пока они
учились. Вспомнили о них перед дипломом, институт вдруг встрепенулся:
пришлось срочно досдавать какие-то предметы, которых не было в их
плане. Беспокойство было вполне понятным: диплом-то выдавал вуз. В
конце концов, потрепав нервы студентам, уладили все несовпадения,
досдали необходимое и получили дипломы. На этом для вуза все и
заканчивается – никакой ответственности за качество подготовленного
педагога он не несет.
Научиться – значит испытать
самому
Главная беда педагогических вузов в том, что студенты
практически не имеют возможности использовать полученные знания тут же,
немедленно, отправляясь на урок в школу.
«Система, при которой студент попадает в школу эпизодически, в рамках
короткой ознакомительной практики, совершенно неэффективна. Человек,
который хочет стать учителем, должен общаться с детьми. Кем угодно:
воспитателем на продленке, вожатым, ассистентом, учителем на замене.
Да, он наделает много ошибок, но никакое знание теории от них не
освобождает. Изучение теории и практическая работа – это прежде всего
разные способы действия. И потом, вопросы к теории возникают тогда,
когда человек сталкивается с реальной школьной жизнью. Педагогика такая
вещь, которая рождается только в процессе живого общения», – считает
М.П.Черемных.
Школы, которые знают, какого учителя им надо, стремятся вырастить его
сами, не надеясь на вузы. Эксперимент Тубельского объединил
разрозненные попытки и продемонстрировал, что это вполне возможно и
вполне эффективно, если понимать под эффективностью не количество
условных педагогов, больше половины которых так никогда и не пойдут
работать по специальности, а остальные, набив шишки, столкнувшись с
реальной школьной жизнью, как-то приспособятся к ней, – не это условное
количество условных единиц, а реальных, настоящих учителей.
Студийный метод подготовки учителей позволяет сделать то, что почти
невозможно осуществить в институтских стенах – студент, получая
определенные теоретические знания по предмету и по педагогике, имеет
возможность опробовать их тут же, сейчас, – позволяет понять, как
применить определенный метод не какому-то абстрактному,
среднестатистическому студенту, а именно ему.
Вопреки ожиданиям опыт педагогов-новаторов, похоже, не получил
должного распространения. Часто говорят: методы новаторов возникли из
особенностей их конкретных личностей и весьма хороши и эффективны
только когда их применяет тот, кто их придумал.
Дело вот в чем. Научить конкретной методике – не значит подробно
описать ее в учебнике, разобрать на семинаре и затвердить основные
положения. Если учитель будет способен не просто скопировать методику,
а сумеет применить ее в конкретном классе, можно сказать, он овладел
методикой.
Педагогические вузы не могут этому научить, потому что они только
знакомят студентов с различными системами и методами, не давая
возможности испытать их на себе.
Но штучный метод Тубельского слишком дорогое удовольствие. Такого не
может себе позволить даже богатая Америка. Студии не могут
удовлетворить потребности общества в педагогах.
Можно ли сделать так, чтобы институт не отбивал у студентов охоту
становиться учителем?
Можно, если представить себе систему высшего образования не как
структуру, призванную набить человеку голову различной информацией, а
прежде всего как систему самообучения. Не надо стремиться вложить в
голову всю возможную информацию, надо научить ее искать и применять.
Многие говорят: учителя недостаточно культурны, они недостаточно
интеллигентны.
Но ведь и культура не есть совокупность знаний – это способность в
культуре жить и пользоваться ею, создавая нечто внутри ее. Может быть,
культура и есть та способность к развитию, та необходимая свобода в
предмете, о которой говорят в один голос директора школ?
Учителю нужна свобода. От догм, собственных и общественных. От
чиновника. От стандарта. Понятно, что они не исчезнут никогда и никуда,
пока существуют государства. Но свобода не снаружи, а внутри нас. И
единственное, что может создать внутреннюю свободу, – вера в то, что ты
двигаешься в верном направлении. А единственное, что может убедить тебя
в верности пути, – это дорога, пройденная самостоятельно.
№ 24, 1997