По какой программе учитель учит лучше – по своей или по официальной?
Мировой опыт показал, что авторские программы отдельных
учителей бывают хуже, чем государственные программы, созданные
коллективами ученых и методистов. Но оказалось, что по своей, пусть
даже слабой, программе преподаватель учит лучше, чем по хорошей чужой,
навязанной ему. Так что же важнее: полная, отработанная, замечательная
программа или успехи детей? Участники «круглого стола» «ПС» приводят
свои аргументы.
В обсуждении
принимали участие:
Ж.АРУТЮНОВА, Г.КУЗНЕЦОВА (Клуб преподавателей французского
языка
при Ассоциации друзей Франции);
Б.ПИГАРЕВ, Е.БУНИМОВИЧ (Ассоциация учителей математики);
3.САФОНОВА (Ассоциация толстовских школ);
В.КАЙМИН, С.БОГДАНОВА (Ассоциация учителей информатики России);
В.КАЛИНИН (Ассоциация «Экологическое образование»)
•Есть один очень острый момент: можно сказать «давай авторские
программы!» – и все начнут их составлять. Но в американских вузах,
например, учат, как правильно и грамотно составить программу, – это
большое искусство. Есть кафедра науки составления программ, написаны
толстые книги. У нас ничего этого нет, а значит, писать программу не
может каждый, иначе это превратится в педагогическую графоманию.
•Вопрос о программах – это вопрос границ демократии в школе.
Раньше такая проблема не стояла: существовал всесоюзный учебник, все
должны были по нему заниматься. Теперь при единой программе могут
использоваться разные учебники. И в разных типах школ сегодня проблема
решается по-разному: в свободных школах учителя получили возможность
использовать свои оригинальные разработки.
•Вопрос о программах возвращает нас к вопросу о целях
образования. Получается, что учитель, пишущий авторскую программу, сам
определяет цели образования и программы составляет в соответствии со
своими представлениями. Но должен ли в таком случае вообще составлять
программы учитель, а не сторонний человек?
•Еще одна проблема – проблема критериев. Как может учитель,
который 20 лет преподавал по одному учебнику и был лишен какого-либо
выбора, сориентироваться, как, из чего и по каким принципам выбирать? У
большинства учителей нет таких навыков. А положение в области учебников
(например, по иностранным языкам) таково, что на рынок хлынул поток
самых разных учебников и учителя растерялись – чему отдать предпочтение?
•С другой стороны, в России огромное число учителей
талантливых, они составляют свои программы, может быть, даже работают
по ним. В программе можно написать все что угодно, но самое главное –
что будет на экзамене, который пришлют роно, министерство? Получается,
что программа должна быть подогнана под экзамены: выпускные или в
какой-либо конкретный вуз.
•До тех пор, пока в представлении учителя программа будет
восприниматься как спущенный сверху документ, ориентированный на часы
или экзамены, желание писать свои программы, вносить элементы
творчества в работу может и не возникнуть. Большинство учителей держит
традиция!
•Новая проблема школы: где-то авторские программы не
приветствуются, а где-то их почти требуют.
•Может быть, стоит говорить не о программах, а о
вариативности? Определить обязательную часть (например, 60% часов), а
остальное время отдать оригинальной методике учителя.
•Может быть, есть смысл поговорить о конкурсе учебных планов?
Или объявить конкурс педагогической фантастики, конкурс фантастической
программы?
•Но откуда учителю взять силы и время для таких программ,
которые вряд ли будут реализованы в его школьной практике?
•Идеальная авторская программа та, которая удовлетворяет
автора, детей, родителей, администрацию школы. Но возможна ли такая
программа в принципе? Ведь у всех разные взгляды на цели школы, на
задачи образования, и поэтому авторская программа одного учителя не
может удовлетворить всех.
•Как выясняется из многих рассказов и писем педагогов, учить
необычно, нестандартно можно и по обычной программе. Значит, авторская
программа должна в первую очередь будить мысль, подталкивать к чему-то
новому, а вовсе не утверждать, решать такие-то уравнения или не решать.
•Конкурс авторских программ может выявить людей, способных
нестандартно мыслить, такой конкурс может пробудить к жизни интересные
идеи, обнаружить талантливых, выдающихся учителей.
№ 48, 1995