Введение к первой части
«Наш учитель на уроке не кричит, а смеется!»
«С мелом, товарищи, в ногу!»
«Установка на вторую четверть: в связи с инфляцией меньше пятерки не
ставить!»
Читатель, открывая осенью 1992 года первые номера «Первого сентября»,
прежде чем задуматься, часто успевал улыбнуться.
На фоне нервно-динамичного, деловитого или зазывно-рекламного тона
тогдашних газет новорожденное «Первое сентября» изумляло неторопливой
тональностью, «наивной» готовностью обсуждать самые общие вопросы.
Какой же газета «Первое сентября» представала тем, кто вчитывался в
декларации первых ее страниц, в интонации и содержание первых статей?
Во-первых, газетой, обращенной к достоинствам школы, а не к ее
недостаткам. Открытой к сотрудничеству, а не призывающей к борьбе.
Личное достоинство учителей и учеников укрепляют (постоянно повторял ее
редактор) не разоблачением дурного, а открытием образа достойной
школьной жизни, верой в ее достижимость, сотрудничеством, бодростью и
воодушевлением.
Во-вторых – газетой размышлений над своим делом и своим мировоззрением.
Наконец, «Первое сентября» – это газета авторская. Создаваемая
аналогично тому, как появлялись тогда на свет авторские школы. Вот есть
школа Тубельского, а есть газета Соловейчика. Конечно, в авторской
газете, как и в авторской школе, хватает самобытно мыслящих учителей,
авторов и сотрудников, но между ними есть нечто общее, объединяющее. И
фиксируется это общее не столько в записанных декларациях, сколько
самой живой личностью директора/редактора и его кругом убеждений.
Отныне – как верил, создавая свою новую газету С.Л.Соловейчик,–
интриги образовательной политики, запуск образовательных проектов,
агитация за них и прочий калейдоскоп внешних событий становятся рабочей
рутиной специалистов, а не заботой газеты учителей. Это лишь уводило бы
учителей от необходимости личных решений, приучало бы к роли зрителей и
болельщиков, а не к тому, чтобы принимать ответственность за свою
школьную жизнь с детьми на себя. Собеседники газеты – те, кто искал для
своей обретенной профессиональной свободы новое вдохновение, идейные
основания, духовные силы и деловые возможности.
По материалам первого десятилетия выхода газеты вы сможете оценить и
то, как «Первое сентября» хранило верность изначальному замыслу, и то,
как год за годом статьи газеты все чаще оказывались суровыми по
сюжетам, жесткими по форме.
Газете приходилось по все новым поводам становиться на путь борьбы: в
защиту учительского и детского права на жизнь в умной, доброй и
совестливой школе. Прежняя газета миролюбия и позитивного воодушевления
постепенно осваивала роль газеты-защитника.
Общий вдохновляющий тон газеты уступил место индивидуальному
воодушевлению: когда жизнь и убеждения конкретного читателя-учителя
входили в резонанс с мыслями и делами людей, представленных на газетных
страницах.
Своеобразно раскрылся и еще один замысел: соединить профессиональную
газету учителей с газетой, размышляющей о личном мировоззрении человека
в современном мире.
«Философическая» линия нашла свое жанровое решение не в
просветительских объяснениях, как и о чем учителям должно думать, не в
назидательном изложении концепций, не в полемике философов и
культурологов. Понимание общих смыслов зачастую возникало из
рассмотрения нескольких деталей жизненной обстановки, какого-то
события, типичной черты поведения, мышления, речи.
Ненамеренно практика газеты оказалась созвучной опыту педагогики
сотрудничества, зачастую отрицающему привычную дидактическую иерархию:
мол, сначала принципы, потом цели, затем методы – и лишь самой
последней малозначительной переменной признаются конкретные приемы и
учебные ситуации. Живая педагогическая мысль показывает естественность
другого подхода: равноправие общего принципа и конкретного приема в
профессиональном мышлении учителей – в том случае, когда в этом приеме
(равно как и в конкретном деле, событии) могут как в капле воды
отражаться самые общие, системообразующие стороны дела.
Так и во внимательном рассмотрении житейских «мелочей», фокусирующих
большие человеческие явления, обнаруживался верный способ мудрого и
деликатного разговора на непростые темы, настраивания согласованности
между профессиональными и общечеловеческими сторонами учительского
мировоззрения.
Страницы газеты дают косвенный намек-ответ на многолетние пререкания о
том, как «высчитать»: много или мало в России свободы слова, а в
российских школах – свободы для учителей. Дискуссии об этом, наверное,
останутся бесплодными, пока в качестве аргументов ищутся критерии
внешних ограничений или дозволений. Подлинный же критерий, вероятно,
один: способность оставаться верным голосу совести.
Мера свободы слова – готовность говорящих высказываться так, как велит
совесть. Мера свободы учителя – его свобода действовать в согласии со
своей совестью.
Свободы говорения в России и сейчас предостаточно. Свободы произвола, в
том числе учительского – еще больше.
А вот слов и действий, произносимых и осуществляемых при свете совести,
– ощутимо не хватает…