Вступление
Вы держите в руках последний номер «ПС». Он называется
«Первое сентября»: свидетельство о времени. Судьба школы и судьба
газеты».
В этом номере мы подводим итоги двадцати двух лет существования
«Первого сентября». Газета появилась на свет на волне исторических
перемен – и с другой волной исторических перемен она уходит.
Любая газета свидетельствует о своем времени. Но в судьбе «Первого
сентября» особо тесно переплелись судьбы школы, судьбы страны, судьбы
авторов и читателей-учителей. Ее номера складываются в уникальное
свидетельство четвертьвековой эпохи усилий, совместных размышлений,
сотрудничества многих тысяч людей ради создания и сохранения добрых,
умных и свободных школ в России.
Этот номер состоит из двух частей, разделенных по времени.
Первая часть –
«1992–1999. На путях свободы. Между старой и новой
школой».
В этой части собраны статьи тех лет. Они выстроены не по хронологии, а
по логике проблем и противоречий, с которыми сталкивалась тогда школа и
о которых писала газета.
Это – гул голосов, интонация споров той поры. Главное в газете того
времени – столкновение идей, поиски пути, а не официальные проекты, не
борьба людей и организаций. Для учителя наступало время думать не об
отношениях с начальством, а о своем месте в мире, своей работе, своих
учениках, своих возможностях. Каковы внутренние силы и надежды
учительства, что может стать опорой для них?
Вторая часть –
«2000–2013. Под колпаком реформ. Как государство
возвращалось в образование…».
Эта часть – история газеты и школы в совсем другие времена, когда гул
голосов смолк и пришло время защищать достигнутое в предыдущем
десятилетии. Это построенная на выдержках из наших публикаций хроника
четырнадцати лет следующей эпохи российского образования, когда очень
важным стало, как ты ведешь себя в переломные моменты; можешь ли
отстаивать педагогические ценности, когда педагогика из школы
вытесняется.
Перелистнем же старые страницы, посмотрим, чем мы жили, на что
надеялись, во что верили – и что отстаивали.
Откроем историю «Первого сентября» – и двадцати двух последних школьных
лет.