ДОМАШНИЙ АРХИВ
Старинные записки с веером грусти...
Дневник задумчивой фрейлины
«Не все
кончается, когда заканчивается эта жизнь…»
В этой истории есть что-такое, что трудно объяснить словами.
Когда узнаешь о ней, чувствуешь нежность и надежду. Нежность к ее
героине. И надежду на то, что память о нас, живущих сегодня, может вот
так же внезапно воскреснуть для наших потомков. И они найдут в нашей
жизни нечто таинственное и трогательное. Что-то такое, что совсем
непохоже на их жизнь, но кажется до слез родным…
А история такая. В 2010 году в Русском музее готовили выставку к
200-летию забытого художника, вице-президента Академии художеств князя
Григория Гагарина. Неожиданно нашелся написанный им портрет жены,
считавшийся навсегда пропавшим. Сегодня «Портрет Софьи Андреевны
Гагариной в саду» можно увидеть в экспозиции Русского музея.
Примерно в то же время Светлана Романовна Долгова, выдающийся
ученый-архивист, подготовила к печати обнаруженный ею в Российском
государственном архиве древних актов (РГАДА) дневник Софьи Андреевны
Дашковой. Он хранился среди бумаг Григория Гагарина, за которого она
вышла замуж в 1848 году. Дневник запечатлел несколько месяцев
тяжелых переживаний, предшествовавших счастливой встрече с Григорием
Гагариным. В то время выпускница Смольного института Софья Дашкова
находилась при дворе наследника, великого князя Александра Николаевича
(будущего Александра II), и великой княгини Марии Федоровны. Великий
князь страстно влюбился в молоденькую фрейлину, преследовал ее
ухаживаниями. Эта страсть страшно осложнила и жизнь Софьи Дашковой при
дворе, и жизнь Марии Федоровны.
В 1847 году семья великого князя Александра Николаевича отправилась в
Дармштадт, на родину цесаревны Марии Александровны, оттуда на воды в
Киссенген.
Софья описывает в дневнике не столько жизнь двора, сколько человеческие
отношения. И прежде всего она пытается понять саму себя. Соня много
читает и много размышляет над прочитанным. Она с тревогой размышляет не
только о своем будущем, но и о будущем страны.
Всеми силами Софья пытается разорвать любовные отношения с великим
князем, призывая на помощь Бога. И Бог помогает ей. Великий князь
находит в себе силы оставить девушку в покое. В эти же дни Сонечка
встречает князя Григория Гагарина, который вскоре делает ей предложение.
Молодые уезжают в Тифлис, где Григорий Гагарин проявляет себя не только
как живописец, но и как реставратор и талантливый зодчий. По его
проекту был построен Оперный театр. После открытия театра в 1851 году
Гагарин выступал в роли режиссера и декоратора. Софья пробовала себя в
качестве актрисы и певицы.
Григорий и Софья прожили долгую счастливую жизнь и умерли в одном
возрасте – 83 лет.
«Сохрани, Боже, счастье у тех, кто его имеет…»
Из дневника
княгини Софьи Гагариной
Четверг 29 мая 1847 г.
На пароходе.
Позавчера я простилась со всеми моими, они все плакали
больше, чем я; я же была печальна, я скорее старалась ею быть, так как
состояние морального паралича, в котором я находилась, было очень
тягостным. Жюли нас сопровождала до Кронштадта, она была последней, с
кем я попрощалась, это также мне было тягостно.
Мысли, которые мне пришли в продолжение этого дня – на какую
неизмеримую любовь может быть способно сердце! Любовь, которая все
вбирает – мечты, желания, молитвы – все не имеет другой цели – один
только образ, один только голос во вселенной. Подобная любовь делает ли
лучше? Я не верю в это. Но можно ли вырваться из этого размышления,
чтобы думать о других?
В эту ночь я часто просыпалась и ничего не понимала в этом шуме
парохода, и он меня пугал не раз. Я провела день, то читая «Разбойник»,
сидя лицом к морю, то играя с малюткой, которая прелестна.
Пароход двигался вперед, волны бежали одна за другой, сверкая пенистыми
гребнями...
Я понимаю, что страстно любя море, захваченная им, любуюсь этой
беспредельностью, где чувствуют себя великими и малыми в одно и то же
время, и чувство этой ничтожности не унижает; унизит ли дитя
покровительство его матери?
31 мая. Суббота.
Я сегодня грустна, я даже плакала, говоря с доброй княгиней,
которая утверждает, что я возвысилась в ее глазах – но со счастьем
принимать эту сладкую грусть, которая подсказывает мне, что не все
кончается, когда заканчивается эта жизнь.
1 июня. Гамбург.
Воскресенье.
Что делать? Что делать? Что делать? Как велико это счастье – оно в вас
проникает и вас обволакивает, оно вас восхищает и оно не устойчиво. Не
ужасно ли это?
Боже мой, Боже мой, не покидай меня так!
Утром причалили в Киле и по железной дороге отправились в Гамбург; я
была весела, так как я была бессильна против этого счастья, которое
овладевало мной вопреки моей воле.
После нескончаемого обеда была прогулка, была с В.Долгоруким и мадам
Барат, после слушали один акт «Волшебной флейты» (но не забавной, по
крайней мере, в этот вечер), после этого пили чай и слушали серенаду.
Эта серенада и иллюминации Юнгфергатиг мне грустно напомнили вечер на
острове. Действительно ли кончилось все счастье для меня, как не один
раз?
2 июня. Ганновер.
Понедельник.
Сегодня я более весела. Действительно, надо более весело жить – к чему
утяжелять жизнь? Этим утром я была совсем по-другому настроена. К 2
часам мы погрузились на судно по Эльбе.
Оттуда мы направились в шарабанах к железной дороге. Гамбург во мне
одной не оставил грустного впечатления (с своей стороны я в этом не
призналась). Откуда этот лучик благодарности и удовлетворения, который
заполнил мою душу? Почему этот долгий путь по железной дороге, утомив
меня физически, оживил мой дух?
Четверг. 5 июня.
Дармштадт.
Дармштадт – с другим впечатлением я пишу сейчас это наименование!
Но сначала надо сказать несколько слов о двух днях, что я была
ленивицей, во вторник 3 июня почти до момента отъезда я шагала по
маленькому саду замка, я его покинула, заметив, что моя прогулка
привлекла внимание, но признаюсь, что я поднималась по лестнице с очень
легким сердцем и что я вложила в свою бутоньерку маленькие цветы,
которые я собрала в саду.
Странное, однако, противоречие и это постоянно во мне – мы покинули
Ганновер в 8 1/2 – я была так счастлива быть одной, быть свободной, что
наша тяжелая карета, в которой я прежде задыхалась, показалась мне
раем, я не могла даже решиться читать, так я наслаждалась своей
свободой – не могу назвать по-иному это чувство.
Погода была прелестная, хороший и теплый дождь освежил и напоил
благоуханный воздух.
Пятница, 13/25 июня.
Дармштадт.
Этим утром в 11 часов мы отправились вместе с княгинею во Франкфурт,
почти 3 часа мы мучились, бегая по магазинам. О, тряпки! Когда же
придет момент, когда я смогу не заниматься вами более!
Понедельник, 16/28 июня.
Киссинген.
Проснулась с печальным впечатлением от вчерашнего дня – к тому же
становится мрачно и холодно. Наполовину не проснувшаяся, я, между тем,
слушала с удовольствием музыку вод.
Рано утром мы сделали с княгиней несколько визитов, и у ней также были
посетители.
Между прогулкой и 9 часами я читала, лежа на своем канапе, произведение
Тургенева о России, оно меня заинтересовало, но очень тягостным
образом...
Среда, 18/30 июня.
Киссинген.
Хотела бы знать – душа каждого ли такая же непостоянная, как моя? Я
такая различная в разные часы дня, что я с трудом себя узнаю; понимать
себя – от этого я давно отказалась.
…Побывав у княгини, я вернулась к себе. Вдруг я услышала орган
протестантской церкви, расположенной перед моим окном – пение, – я
оперлась на мое открытое окно и так я молилась, я молилась, если
страдать и плакать против креста церкви и неба, – назвать молитвой. Все
мое сердце, Боже мой, смущает противоречие, научи его желать, любить,
молиться, измени его наконец!
…Я снова взялась читать произведения Тургенева. Моя страна! Какая же
судьба тебя ожидает? О, часто, очень часто я думаю о тебе, не один раз
даже пугающие сновидения о твоих судьбах смущают мой сон, кто мне
скажет, что тебя ожидает в будущем?..
Подготовил Дмитрий ШЕВАРОВ по книге С.Р.Долговой
«Накануне свадьбы» М., «Древлехранилище», 2012